Главная передача и дифференциал, 1.3L МеМЗ, Руководство Chevrolet

Первая часть. Вторая часть.

На первых двух частях статьи хлопоты с нашей гибридной КПП не закончились. Пока еще силовой агрегат не установлен на место, нужно разобраться, как внутренняя граната ВАЗ состыкуется с нашей КПП.

Взяли примерять гранату ВАЗ, и что мы видим? Она не только отличается от мелитопольской по шлицам, что нам была известно ранее, но и по посадочному месту под сальник!

Главная передача и дифференциал, 1.3L МеМЗ, Руководство Chevrolet

Полный размер

Фото №1. Отличия внутренних гранат ВАЗ и ЗАЗ Таврия по посадочному месту под сальник

Выходит, что «по наружи» нам нужен родной сальник, а по внутреннему размеру – вазовский. Значит, нам нужен новый универсальный сальник. На удивление, его подобрали за несколько минут на рынке. Его размер 35х60.

Главная передача и дифференциал, 1.3L МеМЗ, Руководство Chevrolet

Полный размер

Фото №2. Гибридный сальник для КПП МеМЗ Таврии

Та же история и с грязеотражателем внутренней гранаты. Поступаем по тому же принципу, но теперь гибридный отражатель изготавливаем самостоятельно.

Сбивается грязеотражатель с родной гранаты, он «по наружи» точно входит в проём своей родной КПП. Далее, сбивается вазовский – он плотно сидел своей внутренней частью на вазовской гранате. Остается правильно скомбинировать их между собой, чтобы получился новый универсальный грязеотражатель.

Для этого болгаркой отрезаем боковую полку вазовского отражателя в районе его закругления при переходе во флянчик до такой степени, чтобы его оставшийся диаметр был немного больше внутреннего диаметра отражателя МеМЗ. Это нужно для того, чтобы его можно было плотно забить внутрь мелитопольского отражателя.

Забиваем его на место широкой, специально подобраной наставкой и нею же садим эту парочку на своё место, т.е. на посадочное место внутренней гранаты ВАЗ. Получается отличная плотная посадка как на гранате, так и на деталях между собой. Практический это одна деталь.

Главная передача и дифференциал, 1.3L МеМЗ, Руководство Chevrolet

Полный размер

Фото №3. Гибридный грязеотражатель на внутренней гранате ВАЗ

Главная передача и дифференциал, 1.3L МеМЗ, Руководство Chevrolet

Полный размер

Фото №4. Гибридный грязеотражатель на внутренней гранате ВАЗ

Примеряем весь узел в КПП МеМЗ — граната становится как родная!

Главная передача и дифференциал, 1.3L МеМЗ, Руководство Chevrolet

Полный размер

Фото №5. Внутренняя граната ВАЗ в КПП МеМЗ Таврии

Вот только теперь можно устанавливать силовой агрегат в автомобиль. Но вот с каким мотором поставить КПП с блокировкой? Взять снова нашего трудягу: мотор 1.3л, вроде бы как скучновато… Захотелось чего-то более оригинального, даже в некотором роде экзотического 🙂

Берём наш самый большой, проблемный, и говоря прямо – авантюрный мотор, который уже давно заслужил дурную репутацию — с 2008 года он уже 2 раза терпел серьезные аварии. Тем не менее, решили дать ему третий шанс.

Собрали его вместе с КПП.С иронией отмечаем, что такого апгрейда двигателя МеМЗ, мир еще не видел:

мотор 1,5 (1,478л) на базе блока МеМЗ 317 с широкофазным распредвалом (фазы впуска/выпуска по 274 градуса); степенью сжатия 10.

5, удлинёнными шатунами для увеличения параметра R/S; карбюратором Солекс с диффузорами 24х26 и дросселями 32х34; увеличенными от стандарта гнёздами клапанов ВАЗ; модернизированным впускным коллектором, который заметно увеличил крутящий момент; тюнинговым выпускным коллектором 4-2-1 производства «АМАГ», к тому же, будучи дополнительно модифицированным; выпускной прямоточной трассой диаметром 50 мм по всей длине;

Главная передача и дифференциал, 1.3L МеМЗ, Руководство Chevrolet

Полный размер

Фото №6. Таврия SNP МеМЗ 1.5

— самый большой и тяжелый маховик МеМЗ-246 переточенный под большое корейское сцепление и пересверленными новыми отверстиями под его крепление;— КПП с самоблокирующемся диффиренциалом и главной парой – 4,5

В общем, настоящий «трактор»!

Силовой агрегат установлен и теперь уже предстоит серьезно разобраться со ШРУСами. Стоит упомянуть, что еще давным-давно, при переходе на поворотные кулаки и ступицы ВАЗ, нам пришлось делать корректировку родных ШРУСов. Дело в том, что шлицевая часть ступицы ВАЗ (соответственно и внутренней гранаты) заметно короче мелитопольской

Главная передача и дифференциал, 1.3L МеМЗ, Руководство Chevrolet

Полный размер

Фото №7. Наружная граната ВАЗ и ЗАЗ Таврия

При установке таврийского ШРУСа в ступицу ВАЗ, шлицевая часть гранаты немного выступает за поверхность ступицы, к тому же и резьбовая часть на таврийской гранате меньше вазовской: М18х1,5 против М20х1.5.

При затяжке гайки со стандартной шайбой получается, шайба упрётся не в поверхность ступицы, а в шлиц своей собственной гранаты и затяжка не произойдёт. Конечно, это можно исправить поставив шайбу большего диаметра, но выглядеть это будет очень уродливо и не неправильно.

https://www.youtube.com/watch?v=bMY2DOe8MZQ\u0026list=PLlRC_AV_iZ3glWzFjpNN8IhgbfS5pN6gD

Но нам, это и не нужно! Для нас, наоборот, такая ситуация –большой плюс! Дело в том, что при установке ступиц ВАЗ, уже может не хватать длины родных ШРУСов и если всё оставить как раньше, то триподы внутренних гранат окажутся на грани вылета. Вот здесь и сыграет свою роль длинный шлиц родной МеМЗ гранаты.

Перед установкой гранаты в ступицу ВАЗ, поставили вместе со стандартной (регламентной) шайбой еще две такие же шайбы (2х4мм=8мм) на шлицевую часть таврийской гранаты.

Убиваем сразу двух зайцев: ШРУС становится длиннее и шлицевая часть останется глубже в ступице, следовательно, можно спокойно затягивать гайку ШРУСа со стандартной шайбой. На ВАЗ гранате такая операция не получится, т.к. очень мало места останется на резьбовой части для затяжки гайки.

Главная передача и дифференциал, 1.3L МеМЗ, Руководство Chevrolet

Полный размер

Фото №8. Подкладные шайбы под ступицу ВАЗ

Примечание. Сейчас в продаже есть таврийские гранаты (внутренние), шлицевая часть которых короче – такая же как и на гранатах ВАЗ.

Главная передача и дифференциал, 1.3L МеМЗ, Руководство Chevrolet

Полный размер

Фото №9. Таврийские наружные гранаты с разной шлицевой частью

Переходим к процессу установки ШРУСов, так сказать, уже в новой редакции…

Так как теперь у нас и ступицы ВАЗ и внутренние гранаты ВАЗ, хотелось какой-то стандартизации, т.е. впихнуть и наружные гранаты ВАЗ, а может еще и короткую полуось — разница по длине, на глаз, небольшая…

Покупаем на разборке оба вазовских ШРУСа в нормальном рабочем состоянии за 650 грн. Новые стоили бы в 4-5 раз дороже. Примеряем короткую полуось буквально методом втыка. Откручиваем два болта крепления шаровой опоры и ШРУС заводится на своё место со снятым стопорным кольцом на внутренней гранате, чтобы не было ненужной сейчас фиксации.

Максимально сжимаем ШРУС, доведя его до нулевого состояния по длине и пытаемся наживить шаровую опору при вставленном на своё место ШРУСе. До фиксации не хватает больше 2 см. Разбираем ШРУС и меряем длину самой палки. Длина 410 мм. Разбираем наш таврийский ШРУС, меряем, длина 384 мм.

Главная передача и дифференциал, 1.3L МеМЗ, Руководство Chevrolet

Фото №10. Разница длины палок левой полуоси ВАЗ и МеМЗ

Разница в 26 мм. Но мы же прибавляли к таврийской 8 мм, значит получается – 392 мм. Разница теперь 18 мм. Это всё равно много…

Ранее было известно, что ШРУСа на автомобиле ВАЗ 2110 несколько отличаются по длине по сравнению с ВАЗ 2108. Это связано с некоторым смещением силового агрегата ВАЗ 2110 в подкапотном пространстве автомобиля.

Идём на рынок и меряем рулеткой точный размер. Оказывается, левая короткая палка ШРУСа ВАЗ 2110 составляет 403 мм, то есть на 7 мм короче чем у ВАЗ 2108. Теперь уже разница составляет в 11 мм (403-392 мм).

Посчитали это в рамкам допустимой погрешности. Покупаем левую палку ШРУСа ВАЗ 2110 за 110 грн. и собираем новый ШРУС для примерки.

Фото №11. Вновь собранный ШРУС ВАЗ 2110

Здесь нужно сделать одну важную оговорку. На ШРУСе ВАЗ 2108 в торце палки со стороны внутренней гранаты стоял пластиковый отбойник.

Полный размер

Фото №12. Пластиковый отбойник на внутренней гранате ВАЗ

Полный размер

Фото №13. Пластиковый отбойник на внутренней гранате ВАЗ

Его длина 8,5 мм. На наш новый ШРУС мы его не ставим – пусть лучше останется дополнительный запас хода.

Примеряем… Всё стало отлично! Даже был небольшой свободный ход. Точно всё высчитать здесь невозможно, только работа покажет, что к чему.

Забегая вперед скажу, что так всё и вышло. Через время, при проверке автомобиля на яме, было обнаружено увеличение свободного хода полуоси в районе наружной гранаты. Конструкция этой гранаты не предусматривает свободного осевого перемещения.

Значит выдавило наружное стопорное кольцо и шарнир стал наполовину плавающим. Там по шлицам и в глубину гранаты, полуось получала возможность двигаться еще миллиметров на 7. Значит нулевое положение длины ШРУСа мы не угадали.

Он всё-таки получился длинноват.

Здесь нет ничего страшного. Наши родные ШРУСа были полностью плавающими, вообще без стопорных колец. Ограничение хода было только резиновыми пыльниками.

Вроде как на более поздних гранатах, уже что-то пытались городить, но мы до конца пользовались своими родными – нас они полностью устраивали. Так что, ситуация с нашим новым шарниром ВАЗ 2110 нас нисколько не смутило.

Система сама самонастроилась и мешать ей работать не стали.

Зато по левой стороне привода у нас получился полностью вазовский стандарт (кроме гибридного сальника полуоси и грязеотражателя).

С правой полуосью было гораздо проще. Здесь от вазовских ШРУСов отказались сразу.

  • Длина таврийской палки 615 ммВАЗ 2108 – 660 мм.
  • ВАЗ 2110 – еще длиннее.
  • Нужно было только вымерять новый размер, и только методом хирургического вмешательства укорачивать вазовские палки.
Читайте также:  Технические данные OPEL ASTRA G универсал (F35_) 1.7 DTI 16V - Периодичность замены масла, ремня и цепи, антифриза, воздушного фильтра

Работа сложная и дорогая. Но и это не главное. Отец давно собирался разработать ШРУСы принципиально нового типа. Это составные ШРУСы изменяемой длины!

Сейчас этот проект уже внедряется и надеюсь, у вас появится желание его увидеть.

Ну а тогда (2017 год) поступили очень просто и экономно. Переточили со стороны внутренней гранаты родную таврийскую полуось под стопорные кольца и под крепление пыльника ВАЗ

Фото №14. Переделка полуоси МеМЗ под внутреннюю гранату ВАЗ

Другую сторону оставили без изменений, так как наружную гранату оставили родную полностью плавающую на полуоси.

Фото №15. Шлицы наружной гранаты МеМЗ

Как и раньше полностью используем достоинства таврийской гранаты: плавающая граната хорошо компенсирует огрехи в длине ШРУСа.

Фото №16. Плавающая полуось в наружной гранате

А две дополнительные шайбы удлиняют ШРУС на 8 мм. Вот таким получился наш первый гибридный ШРУС.

Осталось залить масло в КПП. Здесь вообще не было никакого фанатизма. Посмотрели требования по спецификации завода изготовителя блокировки:

Фото №17. Рекомендации выбора масла для самоблокирующегося дифференциала ВАЗ

И купили недорогое масло отвечающее этим требованиям:

Фото №18. Масло для КПП Таврии SNP

Фото №19. Масло для КПП Таврии SNP

Залили масло, проверили сопротивление вывешенных колёс и на выезд.

Фото №20. Таврия SNP МеМЗ 1.5 на блокировке

При первом же, лёгком нажатии газа при выезде из гаража, из-под обеих колёс одновременно полетели брызги щебня и пыли заметно ускоряя машину — блокировка заявила о себе с первых же метров. Это было самое незначительное, что она могла сделать с Таврией SNP… С гаража выехала другая машина.

Забегая вперёд, скажу, что именно блокировка оказалась самой кайфовой доработкой, именно блокировка раскрыла потенциал машины с её огромным множеством других доработок. Теория — это конечно хорошо, но только личный опыт и на конкретном автомобиле позволил прочувствовать разницу.

А после нескольких дней уже начинаешь осознавать, что оказывается, вот только сейчас, спустя многие годы, машина избавилась от костылей…

Chevrolet Trax с 2013, ремонт главной передачи инструкция онлайн

Оплата товара и скачивание книги в электронном виде (формат PDF) производится на сайте.

Для этого надо найти интересующую Вас книгу и нажать на кнопку «Купить». Цена книги указана на кнопке.

Главная передача и дифференциал, 1.3L МеМЗ, Руководство Chevrolet

Для удобства, цена на сайте для жителей России, Беларуси и Казахстана представлена в рублях.

Для жителей Украины в гривнах, а для всех остальных стран — доллары.

После нажатия на кнопку «КУПИТЬ» Вам откроется окно оплат, где можно выбрать платежную систему, с помощью которой можно оплатить выбранную книгу с помощью любой банковской карты (Visa, MasterCard, МИР и т.д.)

Главная передача и дифференциал, 1.3L МеМЗ, Руководство Chevrolet

При нажатии на кнопку «Оплатить банковской картой» откроется платежная система Portmone с помощью которой проще всего совершить оплату.

Кроме этого, на сайте для оплаты представлены четыре платежные системы:

  • Яндекс (оплата с любых банковских карт, аккаунта Яндекс Деньги, QIWI Wallet, терминалы и т.д.);
  • Portmone (оплата с любых банковских карт, аккаунта Portmone);
  • PayPal (оплата с любых банковских карт, аккаунта PayPal);
  • WebMoney (оплата с любых банковских карт, оплата с кошельков WebMoney).

Оплата через Яндекс Кассу

После выбора оплаты через Яндекс запустится платежная система Яндекс Касса, где требуется выбрать удобный способ оплаты (банковская карта, QIWI, аккаунт Яндекс Деньги и т.д.)

Главная передача и дифференциал, 1.3L МеМЗ, Руководство Chevrolet

  • После указания платежных реквизитов и подтверждения платежа, произойдет оплата товара.
  • Если у Вас банковская карта в валюте, которая отличается от рубля, то списание денег с карты произойдет по курсу Центрального банка России на момент совершения покупки.
  • Данный способ оплаты оптимально подойдет для жителей России, Казахстана и Беларуси.

Официальный сайт платежной системы Яндекс Касса https://kassa.yandex.ru

Оплата через Portmone

После выбора оплаты через Portmone запустится платежная система, где требуется выбрать способ оплаты банковская карта или аккаунт Portmone.

Главная передача и дифференциал, 1.3L МеМЗ, Руководство Chevrolet

  1. Цена в платежной системе Portmone пересчитывается в доллар по курсу Центрального банка той страны, где Вы находитесь.
  2. Если у Вас банковская карта в валюте, которая отличается от доллара, то списание денег с карты произойдет по курсу Центрального банка Вашей страны на момент совершения покупки.
  3. После указания платежных реквизитов и подтверждения платежа, произойдет оплата товара.

Официальный сайт платежной системы Portmone https://www.portmone.com

Оплата через PayPal

  • После выбора оплаты через PayPal запустится платежная система PayPal, где требуется выбрать способ оплаты банковская карта или аккаунт PayPal.
  • Если у Вас уже есть аккаунт PayPal, то Вам необходимо зайти в него и осуществить платеж.
  • Если у Вас нет аккаунта в PayPal, и Вы хотите оплатить с помощью банковской карты через PayPal, Вам необходимо нажать на кнопку «Create an Account (Создать аккаунт)» — на рисунке показано стрелочкой.

После чего PayPal предложит вам выбрать Вашу страну и указать данные кредитной карты.

После указания данных, необходимых для осуществления платежа, надо нажать на кнопку «Pay Now (Оплатить)».

Официальный сайт платежной системы PayPal https://www.paypal.com

Оплата через WebMoney

После выбора оплаты через WebMoney запустится платежная система, где требуется выбрать способ оплаты банковская карта или кошелек WebMoney.

Главная передача и дифференциал, 1.3L МеМЗ, Руководство Chevrolet

Если у Вас уже есть кошелек WebMoney, то Вам необходимо зайти в него и осуществить платеж.

Если у Вас нет кошелька WebMoney, и Вы хотите оплатить другим образом, Вам необходимо выбрать любой из способов, который предлагает WebMoney и осуществить оплату

Главная передача и дифференциал, 1.3L МеМЗ, Руководство Chevrolet

После указания платежных реквизитов и подтверждения платежа, произойдет оплата товара.

Официальный сайт платежной системы WebMoney https://www.webmoney.ru/

Скачивание книги

После успешного прохождения платежа (любым способом) и возврата в магазин KrutilVertel с сайта платежной системы Вы попадаете на страницу успешной оплаты:

Главная передача и дифференциал, 1.3L МеМЗ, Руководство Chevrolet

  1. На этой странице Вам необходимо указать свой e-mail, куда будет выслан доступ для скачивания книги.
  2. Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто перейдите по ссылке личный кабинет.
  3. Купленная Вами книга будет находиться в Вашем личном кабинете, откуда ее всегда можно будет скачать.
  4. Обратите внимание, что после совершения оплаты, Вам необходимо вернуться обратно с сайта платежной системы на сайт KrutilVertel.
  5. В случае, если по каким либо причинам Вы не вернулись обратно на сайт и закрыли вкладку платежной системы с сообщением про успешное прохождение платежа, сообщите нам об этом — мы вышлем Вам письмо в котором будет указан доступ для скачивания книги.

Проблемы при оплате банковскими картами

Иногда при оплате банковскими картами Visa / MasterCard могут возникать трудности. Самые распространенные из них:

  1. На карте стоит ограничение на оплату покупок в интернет
  2. Пластиковая карта не предназначена для совершения платежей в интернет.
  3. Пластиковая карта не активирована для совершения платежей в интернет.
  4. Недостаточно средств на пластиковой карте.

Для того что бы решить эти проблемы необходимо позвонить или написать в техническую поддержку банка в котором Вы обслуживаетесь. Специалисты банка помогут их решить и совершить оплату.

Вот, в принципе, и все. Весь процесс оплаты книги в формате PDF по ремонту автомобиля на нашем сайте занимает 1-2 минуты.

Если у Вас остались какие-либо вопросы, вы можете их задать, воспользовавшись формой обратной связи, или написать нам письмо на info@krutilvertel.com.

Главная передача и дифференциал

Содержание статьи

  • 1 Главная передача
  • 2 Дифференциал

Главная передача предназначена для увеличения крутящего момента, передаваемого к ведущим колесам. Устройство ее, на первый взгляд, весьма просто — две шестерни. Одна, размером поменьше, является ведущей, вторая, побольше — ведомой. Но от конструкции главной передачи во многом зависят тягово-скоростные характеристики автомобиля и расход топлива.

Главная передача и дифференциал, 1.3L МеМЗ, Руководство ChevroletГипоидная передача

На заднеприводных автомобилях применяется гипоидная главная передача, так как крутящий момент нужно передать на ведущие колеса под углом 90 градусов.

Почему применяется более сложная в изготовлении гипоидная передача, а не простая коническая? Да потому что у конической передачи ее простота является единственным преимуществом.

А недостатков больше: шумность, низкая несущая способность, высокое расположение карданного вала (а, следовательно, и трансмиссионного туннеля в кузове автомобиля).

В гипоидной передаче ось ведущей шестерни смещена относительно оси ведомой на величину гипоидного смещения. Поэтому карданный вал располагается ниже, что позволяет уменьшить высоту трансмиссионного туннеля. При этом снижается центр тяжести автомобиля, тем самым улучшая его устойчивость.

Зубья шестерен выполняются косыми или криволинейными. Благодаря тому, что в гипоидной передаче одновременно находится в зацеплении больше зубьев, чем в конической, обеспечивается ее плавная и бесшумная работа, повышается нагрузочная способность.

Однако, из-за более плотного прилегания зубьев увеличивается опасность заклинивания, особенно при изменении направления вращения. Поэтому гипоидные передачи требуют высокой точности регулировки и применения специального трансмиссионного масла.

В масла для гипоидных передач добавляются противоизносные и противозадирные присадки.

В переднеприводных автомобилях, где нет необходимости изменять направление передаваемого момента, в главной передаче применяются простые цилиндрические шестерни.

Конструктивно главная передача устанавливается в общем картере с коробкой передач. Цилиндрические передачи просты в изготовлении, недороги, опасность задиров низка.

Поэтому для их смазки в большинстве случаев применяется не специальное трансмиссионное масло, а моторное.

Как влияет передаточное число главной пары на тягово-динамические характеристики? Чем оно выше, тем быстрее происходит разгон, но максимальная скорость ниже.

И, наоборот, с уменьшением передаточного числа автомобиль разгоняется медленнее, но достигает большей максимальной скорости.

Читайте также:  Технические данные SEAT TOLEDO II (1M2) 2.3 V5 20V - Периодичность замены масла, ремня и цепи, антифриза, воздушного фильтра

Значение передаточного числа для конкретной модели автомобиля подбирается с учетом характеристик двигателя, размера колес, возможностей тормозной системы.

Дифференциал

Для тех, кто не изучал английский

STRAIGHT – ПРЯМО
same speed – одинаковая скорость
pinion gears rotate with case – сателлиты вращаются вместе с корпусом
TURN – ПОВОРОТ
fast – быстро, slow – медленно
outer wheel faster – внешнее колесо быстрее
inner wheel slower – внутреннее колесо медленнее

pinion gears rotate on pinion shaft – сателлиты вращаются на своих осях

Дифференциал — это механизм, позволяющий (при необходимости) ведущим колесам автомобиля вращаться с разными скоростями. Для чего это нужно? При движении по прямой колеса проходят одинаковый путь, в повороте же внешнее колесо проходит путь больший, чем внутреннее колесо. Поэтому, чтобы «успеть» за автомобилем, внешнее колесо должно вращаться быстрее.

Устройство дифференциала несложное — корпус, ось сателлитов и два сателлита (шестерни). Корпус крепится к ведомой шестерне главной пары и вращается вместе с ней. Сателлиты входят в зацепление с шестернями полуосей, которые непосредственно вращают колеса.

В такой конструкции сателлиты передают больший крутящий момент на ту полуось, которая оказывает меньшее сопротивление вращению. То есть, с большей скоростью будет вращаться колесо, которое дифференциалу легче раскрутить.

При движение по прямой колеса нагружены одинаково, дифференциал делит крутящий момент поровну, сателлиты не вращаются вокруг своей оси. В повороте внутреннее колесо нагружено больше, внешнее — разгружается.

Поэтому сателлиты начинают вращаться вокруг оси, подкручивая менее нагруженное колесо, увеличивая тем самым скорость его вращения.

Но такая особенность дифференциала иногда приводит к весьма неприятным последствиям. Если, например, одно из колес попадет на скользкую поверхность, дифференциал будет вращать только его, полностью игнорируя колесо, имеющее нормальный контакт с дорогой. То есть, автомобиль будет «буксовать».

Для борьбы с этим явлением применяются блокировки дифференциала. Способов блокировок придумано множество — от простых механических до изощренных электронных.

Дифференциал с полной блокировкой

Применяется во внедорожниках. В такой конструкции валы полуосей жестко соединяются между собой, вращаясь, таким образом, с равными скоростями.

Блокировка включается водителем вручную перед преодолением труднопроходимого участка, после чего ее необходимо выключать во избежание перегрузок трансмиссии, повышенного износа шин и снижения управляемости автомобиля.

При движении в обычных дорожных условиях полную блокировку применять, естественно, нельзя.

Дифференциал с частичной блокировкой

В таких дифференциалах блокировка включается автоматически, поэтому их еще называют самоблокирующимися. При этом усилие блокировки нарастает постепенно, пропорционально разнице в скорости вращения или величине крутящего момента. По конструкции самоблокирующиеся дифференциалы можно разделить на четыре вида: вязкостные, дисковые, винтовые, электронноуправляемые.

Главная передача и дифференциал, 1.3L МеМЗ, Руководство ChevroletВискомуфта

Вискомуфта (вязкостная муфта) представляет собой герметичный корпус, в котором размещены два пакета фрикционов. Пространство внутри корпуса заполнено силиконовой жидкостью, вязкость которой зависит от температуры. Один пакет фрикционов соединяется с корпусом дифференциала, второй — с одной из полуосей.

В обычных условиях, когда полуоси вращаются с одинаковой скоростью, или с небольшой разницей, вискомуфта себя никак не проявляет. При пробуксовке одного из колес скорость вращения полуоси резко возрастает, жидкость при этом интенсивно нагревается, а ее вязкость повышается.

В результате пакеты фрикционов «слипаются» – скорости валов выравниваются. При остывании вязкость снижается — валы снова вращаются независимо. Вискомуфта способна обеспечить лишь небольшой коэффициент блокировки, при длительной пробуксовке перегревается, срабатывает с запаздываниями (пока нагреется жидкость).

Поэтому область ее применения — обычные городские автомобили, для преодоления бездорожья она не подходит.

Главная передача и дифференциал, 1.3L МеМЗ, Руководство ChevroletДифференциал с дисковой блокировкой

Дисковые дифференциалы – это обычные дифференциалы, в которые дополнительно встраиваются один или два пакета фрикционов и распорная пружина, создающая преднатяг (сжатие пакетов). В пакете фрикционов часть дисков крепится к полуоси, вторая — к корпусу дифференциала.

Когда колеса вращаются с одинаковыми скоростями, диски в пакете вращаются как одно целое. При разнице в скорости вращения между ними возникают силы трения, стремящиеся выровнять скорости. Таким образом осуществляется частичная блокировка дифференциала.

Очевидны недостатки дисковой блокировки — постоянный, пусть даже и небольшой, момент трения, создаваемый преднатягом, ухудшает управляемость, быстрее изнашиваются шины, увеличивается расход топлива. Да и срок службы фрикционов сравнительно небольшой.

По мере их износа снижается и степень блокировки, а после полного износа дифференциал работает уже как свободный. Отсюда вывод — чем чаще «буксуешь», тем быстрее «умирает» дифференциал. Дисковые дифференциалы требуют применения специального трансмиссионного масла.

Усилием преднатяга определяется степень блокировки и минимальный крутящий момент, передаваемый на колесо в любых дорожных условиях. Регулируя степень преднатяга подбирают нужный компромисс между проходимостью и управляемостью. Дисковые дифференциалы с малым преднатягом используются на обычных, дорожных автомобилях, с большим — на спортивных.

Более «продвинутой» версией дискового дифференциал является героторный дифференциал. В нем шестеренчатый масляный насос приводит в действие поршень, который сжимает пакет фрикционов. А производительность насоса зависит от разницы в скорости вращения полуосей. Чем больше эта разница — тем сильнее усилие сжатия, а, соответственно, и степень блокировки.

Главная передача и дифференциал, 1.3L МеМЗ, Руководство ChevroletДифференциалы Торсен и Квайф

Червячные дифференциалы — используют для блокировки свойства червячных передач. Самыми распространенными являются дифференциалы Торсен и Квайф. Червячная передача состоит из червяка и червячного колеса. Червяк (сателлит) является ведущим звеном, колесо (шестерня полуоси) — ведомым.

КПД передачи при прямом вращении намного больше, чем при обратном, и зависит от угла наклона витков червяка. Говоря проще, червяк легко вращает колесо, колесо же с трудом вращает червяк. При определенном угле витка червяка обратная передача становится вообще невозможной — то есть, колесо не сможет вращать червяк (происходит самоторможение).

Таким образом, подбирая угол наклона витков червяка, регулируют степень блокировки дифференциала Торсен. Блокирующие свойства Торсена зависят также и от величины передаваемого крутящего момента. Существует три типа дифференциала Торсен. Типы Т1 и Т2 отличаются формой сателлитов и используются в качестве межколесных.

Торсен Т3 используется в полноприводных автомобилях в качестве межосевого дифференциала.

В дифференциале «Квайф» сателлиты не посажены на оси, а свободно расположены в гнездах корпуса. При возникновении разницы в скорости вращения полуосей сателлиты, блокируясь, сдвигаются в гнездах и прижимаются к корпусу. Возникающая при этом сила трения пропорциональна разнице скоростей вращения. Степень блокировки регулируют, подбирая сателлиты с различным углом наклона витков.

Червячные дифференциалы по сравнению с дисковыми отличаются большей надежностью и коэффициентом блокировки, меньше боятся пробуксовки (но длительные и частые пробуксовки все равно не рекомендуются). Однако такие дифференциалы, в отличие от дисковых и вискомуфты, совершенно беспомощны против диагонального вывешивания.

Электронно управляемые дифференциалы. Электроника, активно внедряемая во все узлы и системы автомобиля, не обошла стороной и дифференциал.

Типовая конструкция электронно управляемого дифференциала напоминает устройство обычного дискового дифференциала, но сжатие фрикционов осуществляется гидро- либо электроприводом по команде блока управления.

Таким образом можно регулировать степень блокировки в самых широких пределах — от 0 до 100%. Все зависит от заложенной в блок программы.

Казалось бы, идеал достигнут! Но, нет пытливые японцы пошли дальше и сконструировали активный дифференциал — самый совершенный на данный момент.

Обычный электронно управляемый дифференциал при пробуксовке только выравнивает скорости вращения полуосей. Активный же дифференциал может вращать полуоси с разными скоростями, в зависимости от дорожной ситуации.

Например, в повороте добавить момент на внешнее разгруженное колесо, помогая автомобилю «довернуться».

Что такой дифференциал представляет собой конструктивно? Обычный свободный дифференциал дополнен двумя передачами — повышающей и понижающей. Включает передачи при помощи мокрых сцеплений блок управления.

Величина передаваемого крутящего момента регулируется степенью сжатия сцеплений. Таким образом автомобиль с активным дифференциалом может и мастерски проходить крутые виражи, и на бездорожье не спасует. Другой вопрос, стоит ли овчинка выделки: цена дифференциала немаленькая.

Поэтому и ограничивается его применение только мощными спортивными автомобилями.

Имитация блокировок.

В последнее время большое распространение получили электронные системы, которые при возникновении пробуксовки подтормаживают буксующее колесо с помощью штатной тормозной системы, имитируя блокировку дифференциала. Для обычного городского автомобиля, не выезжающего на бездорожье — самое практичное решение. И на скользкой дороге поможет, и даже диагонального вывешивания не боится.

Преимущества и недостатки.

Автомобиль с самоблокирующимся дифференциалом увеличивает тягу на колесах, тем самым повышая проходимость на бездорожье и на скользкой дороге (еще бы, а ради чего тогда было огород городить?).

Также улучшается динамика разгона. Широко используются такие дифференциалы на мощных спортивных автомобилях и в тюнинге для более полной реализации мощности, прохождения поворотов в скольжении.

Но то, что хорошо для спортивного автомобиля, не всегда благо для обычного. Ведь самоблокирующийся дифференциал, повышая проходимость, ухудшает управляемость.

Например, при разгоне на скользкой дороге автомобиль сложнее удержать на прямой. Если блокировки нет, автомобиль, проскальзывая, просто теряет ускорение.

Если же срабатывает блокировка, не буксующее колесо (или колеса) продолжают толкать автомобиль вперед, тем самым уводя его с прямолинейной траектории.

Читайте также:  Технические данные VAUXHALL OMEGA универсал 2.2 16V - Периодичность замены масла, ремня и цепи, антифриза, воздушного фильтра

Блокировки, установленные на передней оси, увеличивают недостаточную поворачиваемость (траектория в повороте стремится распрямиться), установленные в задней оси — повышают избыточную поворачиваемость (в повороте увеличивается склонность к заносу).

Самоблокирующиеся дифференциалы еще называют дифференциалами повышенного трения. А повышенное трение приводит к увеличенному расходу топлива, снижению срока службы шин и деталей трансмиссии.

Устройство главной передачи и дифференциала силового агрегата МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец»

Главная передача силового агрегата МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец» состоит из 2-х конических зубчатых колес, имеющих спиральные зубья. Передаточное число пары зубчатых колес равно 4,63.

Устройство главной передачи и дифференциала силового агрегата МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» — см. здесь.

Ведущее зубчатое колесо 15 имеет восемь зубьев. Оно изготовлено как единое целое с ведомым валом коробки передач. Ведомый вал вращается в заднем двухрядном упорном шариковом и переднем роликовом подшипниках.

Осевую нагрузку задний подшипник воспринимает от главной передачи.

Между опорной шайбой 1 ведомого зубчатого колеса четвертой передачи и передним подшипником устанавливается регулировочная шайба 1, которая определяет положение ведущего зубчатого колеса 15 в картере 3 коробки передач.

Устройство главной передачи: 3 — Картер коробки передач; 4 — Сапун коробки передач; 5 — Скоба крепления пальца сателлитов; 6 — Корпус дифференциала; 7 — Сателлит дифференциала; 8 — Зубчатое ведомое колесо главной передачи; 9 — Крышка дифференциала; 10 — Болт; 11 — Регулировочная прокладка; 12 — Стопорная шайба; 13 — Зубчатое колесо полуоси; 14 — Палец сателлитов; 15 — Зубчатое ведущее колесо главной передачи; 16 — Конический подшипник; 17 — Уплотнительное кольцо; 18 — Регулировочная гайка; 19 — Пробка сливного отверстия; 20 — Защитный чехол; 21 — Палец полуоси; 22 — Корпус манжеты; 23 — Манжета; 24 — Грязеотражатель; 25 — Сухарь пальца полуоси; 26 — Крышка; 27 — Корпус подшипника дифференциала.

Ведомое зубчатое колесо 8 главной передачи силового агрегата МеМЗ-966Г (имеет 37 зубьев) установлено на корпусе 6 дифференциала заднего моста и совместно с крышкой 9 дифференциала крепится восемью болтами 10, застопоренными пружинными шайбами.

Ведомое зубчатое колесо 8 совместно с крышкой и корпусом 6 дифференциала вращается на 2-ух конических подшипниках 16, установленных в отлитых из ковкого чугуна корпусах 27 подшипника.

Корпуса 27 подшипника вставляются в расточенные отверстия картера 3 коробки передач и каждый прикрепляются к нему с помощью четырех шпилек. Конические подшипники 16 зажимаются регулировочными гайками 18, которые устанавливают в диапазоне 0,08—0,22 мм боковой зазор в зацеплении главной передачи.

Стопоры 12 регулировочных гаек внутренними усами заходят в пазы гаек 18, а наружными в пазы, расположенные на торце корпуса 27 подшипника дифференциала.

С целью надежной и бесшумной работы главной передачи силового агрегата МеМЗ-966Г ведущее 15 и ведомое 8 зубчатые колеса подбирают попарно в комплект. После подбора на зубчатых колесах электрографом пишется их порядковый номер, а на торце ведущего зубчатого колеса 15 обозначается величина поправки. Замена зубчатых колес главной передачи производится только комплектно.

Осевое усилие от главной передачи воспринимается двухрядным упорным шариковым подшипником 29, который прижимается крышкой 30. Болты 31 затягиваются с усилием 3,2—4 кгс·м и стопорятся проволокой 32.

Установка ведущего зубчатого колеса главной передачи: 1 — Опорная шайба ведомого зубчатого колеса четвертой передачи; 2 — Регулировочная шайба; 28 — Оправка специальная; 29 — Упорный двухрядный подшипник ведущего зубчатого колеса главной передачи; 30 — Крышка подшипника; 31 — Болт.

Стопорение крышки заднего подшипника главной передачи: 30 — Крышка подшипника; 31 — Болт; 32 — Проволока.

Величина поправки находится в зависимости от того какую высоту головка ведущего зубчатого колеса фактически имеет. Проверку контрольный размер А проходит в собранной коробке передач при этом детали, расположенные на ведомом валу должны быть зажаты. Усилие затяжки гайки равно 18—22 кгс·м.

Допустимое отклонение контрольного размера А составляет ±0,03 мм. В соответствии с размером, который был получен, осуществляют подборку регулировочной шайбы.

Если на торце ведущего зубчатого колеса стоит число «-0,1», то это значит, что головка ведущего зубчатого колеса имеет высоту условно больше на 0,1 мм, чем ее номинальный размер.

Фактический контрольный размер А, который определяет номинальное зацепление, в таком случае должен быть на 0,1 мм меньше (58,2 — 0,1 = 58,1 мм). В случае, когда поправка обозначается знаком «+», размер делается больше (58 + 0,1 = 58,3 мм).

Передача крутящего момента от двигателя автомобиля ЗАЗ-968М-005 изображена на схеме работы дифференциала. Сателлиты 7 дают возможность зубчатым колесам 13 полуосей проворачиваться независимо друг от друга, если угловые скорости задних колес не равны из-за неровностей дороги.

Крутящий момент передается ведущим колесам посредством полуоси с карданными шарнирами.

Схема работы дифференциала.

Закладка Постоянная ссылка.

Это нужно знать про полный привод. Часть вторая, про дифференциалы

Дифференциал – планетарный механизм в автомобиле, призванный перераспределять (разделять/суммировать) потоки мощности в трансмиссии. Основная задача дифференциала – убрать жесткую связь между его выходными звеньями, позволить валам вращаться с разной частотой! Как это достигается?

Главная передача с коническим дифференциаломГлавная передача с коническим дифференциалом

Рассмотрим конструкцию дифференциала

  • В общем виде дифференциал состоит из:
  • 1. корпуса (в котором жестко закрепляется ось сателлитов);
  • 2. сателлитов (вращающихся на закрепленных осях);

3. шестерён (находящихся в зацеплении с сателлитами).

Чертеж конического симметричного дифференциала автомобиля КамАЗЧертеж конического симметричного дифференциала автомобиля КамАЗ

Помимо конических дифференциалов (название соответствует форме сателлита и шестерни), которые чаще всего отвечают за распределение крутящего момента между колесами одной оси, существуют и цилиндрические дифференциалы, которые плотно прописались в роли межосевых.

Цилиндрический несимметричный дифференциал автомобиля УРАЛ, устанавливаемый в раздаточную коробкуЦилиндрический несимметричный дифференциал автомобиля УРАЛ, устанавливаемый в раздаточную коробку

Как видите, конструкция при внешних различиях очень схожа по своей сути. Существуют и другие кинематические схемы дифференциалов, но эти — самые распространенные.

Как работает дифференциал?

1. Крутящий момент от зубчатого зацепления главной передачи передается на корпус дифференциала;

2. Корпус дифференциала давит на оси сателлитов и через них на сами сателлиты;

3. Сателлиты с равным усилием действуют на полуосевые шестерни по обе стороны от них.

Потоки мощности в дифференциале можно визуализировать так:

Похожим образом можете визуализировать работу и цилиндрического дифференциала Похожим образом можете визуализировать работу и цилиндрического дифференциала

Симметричный или несимметричный

Понять, симметричный перед нами дифференциал или несимметричный, можно достаточно просто. Проделаем это на примере цилиндрического дифференциала.

Кинематическая схема цилиндрического дифференциалаКинематическая схема цилиндрического дифференциала

Если Вы внимательно читали предыдущий раздел, то уже знаете как распределяются потоки мощности.

Представим, что шестерни дифференциала зафиксированы. Подведенный крутящий момент действует на ось сателлита силой F.

Сателлит через плечи r1 и r2 давят на зубья шестерен силами F1 и F2. Какое между ними соотношение? Т.к.

для сателлита ось — собственная ось симметрии и вращения, то r1 = r2, отсюда F1 = F2 = F / 2 . Т.е. сателлиты всегда разделяют силы пополам!

Так откуда берется несимметричность в дифференциале? Силы F1 = F2 = F / 2 действуют на разных плечах R1 и R2 относительно оси вращения шестерен. А мы знаем, что крутящий момент — это произведение силы на радиус его действия, т.е.

в нашем случае M1 = F1 ⋅ R1 и M2 = F2 ⋅ R2 , где F1 = F2 . Например, в указанном дифференциале R1 = 2 ⋅ R2 , т.е. получим M1 = 2 ⋅ М2 (распределение крутящего момент 1/3 к 2/3) . Т.е.

крутящий момент шестерен прямо пропорционален радиусам, на которых происходит зацепление сателлита и шестерен.

Попробуйте представить кинематическую схему конического дифференциала и разобраться, в каких точках будет приложение сил, и на каких радиусах они будут действовать.

Основные уравнения, по которым работает дифференциал

Распределение крутящего момента:

М=М1+М2

В этом уравнении М — крутящий момент, на корпусе дифференциала, М1 и М2 — на шестернях. Для симметричного дифференциала М1=М2. Для несимметричного — читайте предыдущий раздел.

Распределение скорости вращения:

ω =( ω 1 + ω 2) / 2

В этом уравнении ω — скорость вращения корпуса дифференциала, ω 1 и ω 2 — шестерней. Т.е. скорость корпуса дифференциала равна половине суммы скоростей вращения двух шестерён.

Тренируемся применять эти формулы на практике:Представим гипотетическую ситуацию, когда одно из колес приводной оси автомобиля с симметричным дифференциалом находится на скользком льду с коэффициентом сцепления 0, а второе колесо стоит на отличном асфальте (0,8), а скорость вращения корпуса дифференциала ω. Какой крутящий момент будет на корпусе дифференциала, и с какой скоростью будет вращаться каждое из колес? Проверьте себя — ответ пишите в х к статье!

В качестве послесловия

Теперь Вы знаете, как работают самые распространенные дифференциалы! Но человечество не стояло на месте и придумало множество вариантов, как эти дифференциалы наделить новыми качествами. В следующей статье я расскажу про блокировки дифференциалов, а также про самоблокирующиеся дифференциалы и дифференциалы повышенного трения!

  1. А пока можете почитать по теме:
  2. Статья про устройство полного привода
  3. Статья про раздаточные коробки

P.S. Подписывайтесь на канал, комментируйте эту статью, делитесь в соцсетях — это поможет мне понять, на чем стоит остановиться подробнее, какие темы осветить, что Вам, читатели, интересно!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *