Бензиновый двигатель Z16XE устанавливался на автомобили Opel Astra (в период с 1998 по 2009 год) и Opel Vectra (в период с 2002 по 2005 год).
За годы эксплуатации данный мотор зарекомендовал себя как надёжный агрегат с длительным эксплуатационным сроком.
Доступная ценовая политика ремонта двигателя и его технические характеристики сделали модели Opel Astra и Opel Vectra одними из самых продаваемых.
Немного истории
Двигатель Z16XE относится к семейству ECOTEC – компании, которая входит в состав известной на весь мир General Motors. Основное требование ECOTEC к выпускаемым агрегатам – высокий уровень экологических стандартов. Высокие экологические показатели наблюдаются как на бензиновых, так и на дизельных моторах.
Добиться требуемого экологического уровня получилось изменением устройства впускного коллектора и рядом других нововведений. ECOTEC также делало уклон в сторону практичности, например, в течение долгого времени общие характеристики двигателей семейства не изменялись. Это позволило сократить расходы на массовое производство агрегатов.
Следует напомнить, что ECOTEC – это великобританский производитель, поэтому в качестве деталей и сборки комплектующих сомневаться не стоит.
Добившись высоких экологических стандартов и максимального сокращения затрат на производство, компания поставила цель снизить потребление топлива. Для этого была разработана и установлена электронная система повторной переработки выпускных газов. Часть выхлопа направлялась в цилиндры, где смешивалась с новой порцией топлива.
Двигатели семейства ECOTEC – это надёжные и недорогостоящие агрегаты, способные «пройти» до 300000 км без каких-либо серьёзных неисправностей. Капитальный ремонт данных моторов находится в пределах средней ценовой политики.
Технические характеристики Z16XE
Z16XE является заменой более старой модели — X16XEL, которая выпускалась с 1994 по 2000 год. Небольшие отличия заключались в датчике положения коленчатого вала, в остальном двигатель ничем не отличался от своего собрата.
Основной проблемой ДВС Z16XE является его фактический расход топлива, который для города составляет 9.5 литра. При смешанном варианте езды – не более 7 литров. Блок цилиндров выполнен из высококачественного чугуна, выпускался практически без брака, за исключением нескольких единиц. Головка блока двигателя производилась из алюминия.
Технические характеристики Z16XE:
Объём двигателя | 1598 см 3 |
Максимальная мощность | 100-101 л.с. |
74 кВт при 6000 об/мин. | |
Максимальный крутящий момент | 150 Н*м при 3600 об/мин. |
Расход | 7.9-8.2 литра на 100 км |
Степень сжатия | 10.05.2019 |
Диаметр цилиндра | от 79 до 81.5 мм |
Ход поршня | от 79 до 81.5 мм |
Выброс СО2 | от 173 до 197 г/км |
Общее количество клапанов – 16 штук, по 4 на один цилиндр.
Рекомендуемые типы масла
Средний пробег агрегата Z16XE до капительного ремонта составляет 300000 км. При условии своевременного проведения технического обслуживания с заменой масла и фильтров.
Согласно руководству по эксплуатации Opel Astra и Opel Vectra, замену масла следует проводить не реже одного раз за каждые 15000 км. Более поздняя замена приводит к уменьшению эксплуатационного срока мотора. На практике, многие владельцы данных автомобилей советуют замену масла проводить чаще – каждые 7500 км.
Рекомендуемые масла:
- 0W-30;
- 0W-40;
- 5W-30;
- 5W-40;
- 10W-40.
Менять масло следует только на прогретом моторе. Последовательность замены следующая:
- Прогреть двигатель до его рабочей температуры.
- Аккуратно открутить сливной болт поддона и слить отработанное масло.
- Очистить магнитную сторону сливного болта от мусора, закрутить его обратно и залить специальное масло для очистки двигателей.
- Завести мотор и дать ему поработать на холостых оборотах в течение 10-15 минут.
- Слить промывочное масло, заменить масляный фильтр и залить рекомендуемое.
Для замены масла потребуется не менее 3.5 литров.
Техническое обслуживание
Техническое обслуживание необходимо проводить в обязательном порядке согласно руководству эксплуатации автомобиля. Это поможет поддерживать основные узлы автомобиля в постоянной готовности к выезду.
Opel 1.6 16V Z16XE под капотом
Перечень обязательных элементов технического обслуживания:
- Замена масла и масляного фильтра. Как было указано выше, замену масла лучше всего проводить через каждые 7500 км. При выполнении всех операций необходимо быть уверенным в надёжной фиксации автомобиля (закреплении его на домкратах), а также в исправности вспомогательного инструмента. Отработанное масло следует утилизировать, категорически запрещено сливать его в землю.
- Замена топливного фильтра. По совету многих автолюбителей, замену топливного фильтра на моторах Z16XE следует производить одновременно с заменой масла (через каждые 7500 км). Это поможет сохранить не только ресурс двигателя, но также и клапан EGR.
- Через каждые 60000 км пробега следует производить замену свечей зажигания и высоковольтных проводов. Износ свечей зажигания приводит к перерасходу топлива, а также снижению мощности мотора и ресурса ЦПГ.
- Через каждые 30000 км пробега проверять в сервисном центре или на СТО количество отработанных газов в выхлопе. Самостоятельно такую операцию произвести не получится, требуется наличие специального оборудования.
- Через каждые 60000 км проверять состояние ремня ГРМ. При необходимости заменять на новый.
Техническое обслуживание необходимо проводить чаще если:
- Эксплуатация автомобиля происходит в районах с повышенной влажностью или на пыльной местности, а также в условиях низких или высоких температур.
- На автомобиле постоянно перевозят грузы.
- Автомобиль эксплуатируется не часто, но с длительными временными интервалами.
Частые неисправности
Мотор Z16XE зарекомендовал себя как надёжный агрегат с доступными составляющими и расходными материалами. Но за период эксплуатации владельцами автомобилей с данным двигателем был определён ряд наиболее частых неисправностей.
Контрактный двигатель для Opel Zafira A
Перечень характерных неисправностей:
- Высокое потребление масла. После повышение расхода масла не стоит отправлять агрегат для проведения дорогостоящего капительного ремонта. Частой причиной является сдвиг маслосъёмных колпачков со своих посадочных мест. В качестве решения проблемы необходимо заменить направляющие клапанов, а сами клапана отрегулировать.
Если проблема не пропала и расход масла остаётся повышенным, то необходимо заменить кольца поршневой группы. Операция дорогостоящая и требует привлечения опытного моториста.
- Частое засорение EGR. Клапан EGR способствует снижению температуры горения топливной смеси, также уменьшается и уровень CO2 в выхлопе. EGR устанавливается как экологический элемент. Последствием засорения EGR становятся плавающие обороты двигателя и возможно снижение мощности мотора. Единственный выход продления службы данного элемента – использование только качественного и чистого топлива.
- Как и многие 16-ти клапанные моторы с двумя распределительными валами, агрегат Z16XE требует особого внимания к ремню ГРМ. Менять его рекомендуют после 60000 км пробега, но при некачественном изделии или браке, такая операция может потребоваться раньше. Последствия лопнувшего ремня ГРМ не очень приятные – погнутые клапана, соответственно, вызов эвакуатора и последующий дорогостоящий ремонт.
- Многие владельцы автомобилей с моторами Z16XE жалуются на неприятный металлический звук, который появляется после 100000 км пробега. Диагнозом низкокачественного СТО станет необходимость проведения капительного ремонта, но проблема может быть в расшатанных креплениях впускного коллектора. Игнорирование проблемы приведёт к поломке коллектора. Стоимость детали высока.
Для устранения неприятного звука достаточно снять коллектор (болты следует откручивать крайне аккуратно), и одеть на все места соприкосновения металла фторопластовые кольца или паранитовые прокладки, которые можно изготовить самостоятельно. Стыки дополнительно следует обработать автомобильным герметиком.
К теме двигателей не относится, но многие владельцы Opel Astra и Opel Vectra жалуются на некачественно продуманную электропроводку данных автомобилей.
Это приводит к постоянному обращению к автоэлектрикам, стоимость услуг которых достаточно высока.
Тюнинг
Тюнинг двигателя — это не обязательно его форсирование и увеличение мощности до запредельных высот. Достаточно улучшить несколько характеристик и получить, например, заниженный расход топлива, увеличение скоростных показателей или надежный запуск в любую температуру.
Дорогим вариантом тюнинга мотора Z16XE является его турбирование. Сделать это совсем не просто, так как потребуется покупка соответствующих деталей и привлечение толковых мотористов.
Владельцы Opel Astra и Opel Vectra предпочитают купить турбированный двигатель с других моделей автомобилей и поставить на свои авто.
Со всеми работами это выходило намного дешевле, чем переделка родного агрегата.
Но для любителей мощных автомобилей и грубого звука существует один вариант тюнинга Z16XE. Его последовательность следующая:
- Установка устройства, подающего холодный воздух в мотор. При этом следует избавиться от воздушного фильтра, который также заглушает звук работающего мотора.
- Установка выпускного коллектора без катализатора, например, по типу «паук».
- Обязательная установка новой прошивки для блока управления.
Вышеперечисленные операции гарантируют до 15 л.с. прибавки в мощности.
С одной стороны, не слишком много, но ощущаться будет, особенно первую 1000 км. Такой тюнинг обычно сопровождается «прямотоком». Результат: глухой, утробный звук и более мощный мотор. Расходы в пределах допустимого.
Плюсы и минусы Z16XE
Важное преимущество Z16XE – это повышенный ресурс, так как 300000 км могут проехать далеко не все современные автомобили. Но дойти до такой отметки можно только при условии правильного и своевременного проведения ТО.
Двигатель Z18XE Opel Vectra Sport
К плюсам также можно отнести доступный по цене ремонт и покупку необходимых запчастей. Цена деталей на Z16XE такая, что не приходится искать более дешёвые аналоги, а лучше приобрести качественный оригинал.
Но существуют и недостатки:
- Недостаточная экономичность. Цены на топливо растут постоянно, поэтому экономичность является важной характеристикой своевременного автомобиля. Z16XE к данной категории не относится, его расход в среднем составляет 9.5 литра на 100 км, что достаточно много.
- Проблема повышенного расхода масла. Устранение этой проблемы не займёт много времени, но требует определённого вложения средств.
В остальном Z16XE можно классифицировать как надёжный и качественный ДВС, заслуживший свою репутацию многолетней эксплуатацией на различных моделях автомобилей.
Рекомендуемое моторное масло для Opel Vectra
Подбор смазочного материала на первый взгляд может показаться сложной задачей: ассортимент предлагаемой на авторынке продукции очень велик. Но если применить инструкцию по эксплуатации автомобиля, то можно без труда выбрать подходящую смазку для конкретной модели авто. В этой статье описано рекомендуемое моторное масло для Opel Vectra, вся информация взята из мануала машины.
Opel Vectra B (2 поколение) 1995-2002 годов выпуска
В зависимости от типа силового агрегата производителем машины рекомендовано применять различные моторные жидкости.
Бензиновые автодвигатели
Для карбюраторных автомобилей Опель Вектра рекомендуется использовать автомасла, отвечающие параметрам:
- оригинальные автомасла фирмы Опель;
- согласно классификации API — классы масел SG/SD;
- по системе CCMC — тип автомасла G4/PD2;
- в соответствии с классификацией ACEA — A2-96.
- Вязкость SAE 10w-40 или 5w-50;
- фирменные моторные жидкости Опель;
- в соответствии с классификацией API — SG/SD;
- по системе CCMC — G5/PD2;
- по нормам ACEA — A2-96.
Согласно мануалу, эталонными считаются моторные жидкости:
- Специальные либо универсальные масла:
- API — классы масел SG/SD или SH/SD;
- CCMC — тип автомасла G4;
- ACEA — A2-96.
- API — классы масел SG/СС или SH/SD;
- CCMC — тип автомасла G5;
- ACEA — A3-96.
- Смазку класса CD не рекомендовано применять для карбюраторных двигателей, если они не имеют эксплуатационных характеристик для карбюраторных моторов, к примеру, API — SG, CCMC — G4, ACEA — A2-96.
В зависимости от температуры окружающей среды, вязкостные параметры автомасел подбираются по схеме 1.
Схема 1. Подбор вязкости моторного масла в зависимости от температуры за бортом автомобиля.
Согласно схеме 1, для Опель Вектра следует использовать такие смазки:
- 0w-30, 0w-40, 5w-30, 5w-40, 5w-50 при температуре от -300С (и менее) до +400С (и более);
- 10w-30, 10w-40 в температурном диапазоне от -200С до +400С (и более);
- 5w-30 в температурных условиях от -300С (и менее) до +100С;
- 10w-40, 10w-50, 10w-60 при температуре от -200С до +400С (и более);
- 15w-40, 15w-50 если показания термометра от -150С до +400С (и выше);
- 20w-40, 20w-50 если показания термометра от -100С до +400С (и выше);
- 20w-20 при температуре от -100С до +150С;
- SAE 30 при температурном диапазоне от 00С до +400С (и выше).
Объем масла, требуемого для замены, с учетом масляного фильтра составляет:
- автодвигатели 16 LZ2 — 4,0 л;
- моторы X16 SZR X16XEL — 3,5 л;
- силовые агрегаты X18XE, 20 NEJ, X20XEV, X25XE — 4,5.
Дизельные автодвигатели
В соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля рекомендуемое моторное масло для Opel Vectra имеет следующие параметры:
- по системе CCMC — G5/PD2 с вязкостью 10w-40 либо 5w-50 (допускается лить только высокопроизводительное автомасло);
- согласно нормам ACEA — В3-96 с вязкостью 10w-40 либо 5w-50 (моторное масло многоцелевого назначения).
Эталонными смазками для моторов, работающих на ДТ, считаются автомасла:
- Специальные либо универсальные автомасла:
- ACEA — В3-96;
- ACEA — А3-96.
Запрещено использовать смазочные материалы, не обладающие одновременно характеристиками CCMC — G5 и CCMC — PD2.
Подбор вязкостных характеристик смазки в зависимости от температуры окружающей среды производится по схеме 1.
Объем масла, требуемого для замены, с учетом масляного фильтра составляет:
- двигатели X17DT — 5 л;
- моторы X20DTL — 5,5 л.
Opel Vectra C (3 поколение) 2002-2008 годов выпуска
Бензиновые автодвигатели
Производителем Опель Вектра для указанных типов моторов рекомендовано применять смазку с параметрами:
- оригинальная жидкость Опель;
- GM-LL-A-025;
- вязкость 0w-30.
Количество смазочного материала требуемого при замене с учетом масляного фильтра составляет:
- моторы Z16XE — 3,5 л;
- движки Z18XE — 4,25 л;
- автодвигатели Z20NET — 6,0 л;
- моторы Z22SE или Z32 SE — 4,75 л;
- движки Z22YH — 5,0 л;
- силовые агрегаты— 4,25 л.
Дизельные силовые агрегаты
В соответствии с инструкцией к автомобилю для дизельных моторов рекомендуется применять жидкости, имеющие характеристики:
- фирменная смазка Опель;
- GM-LL-В-025 (допустимо применение смазочных материалов с более высоким индексом, чем 025);
- вязкость 5w-40.
Между плановыми сменами смазочного материала допускается доливать в систему не больше 1 литра автомасла АСЕА — А3/В3. При этом плановую смену масла в двигателе необходимо выполнить вовремя. Если в систему было залито более 1 л указанного масла, то срок до следующей смены смазки нужно сократить.
Вязкость моторного масла выбирается в зависимости от температурного режима региона, в котором будет эксплуатироваться автомобиль. Производитель рекомендует лить такие смазки:
- 0w-30, 0w-40 при температуре от -300С (и менее) до +400С (и более);
- 5w-30, 5w-40 в температурном диапазоне от -300С до +400С (и более);
- 10w-30, 10w-40 в температурных условиях от -200С до +400С (и более);
Объем моторной жидкости, требуемой при замене, с учетом маслофильтра составляет:
- моторы Z19 DT или Z19 DTH — 4,3 л;
- автодвигатели Y20DTH Y22DTR — 5,5 л;
- силовые агрегаты Y30DT — 7,25 л.
Заключение
Рекомендуемое моторное масло для Opel Vectra должно отвечать ряду требований для обеспечения нормальной работы мотора. Производитель автомобиля рекомендует применять расходники Опель или альтернативные смазки, имеющие на канистре соответствующие допуски и отвечающие указанным в мануале определенной модели авто параметрам.
Особое внимание уделяется вязкостным характеристикам автомасла. На зиму стоит лить более текучие масла в двигатель, чем на лето. Также допускается заливка всесезонных автомасел.
При этом важно учитывать базовую основу смазочного материала: синтетика и полусинтетика отлично работают в более широком диапазоне температур, чем минеральное автомасло.
При этом они имеют высокие моющие свойства и не могут применяться в силовых агрегатах, имеющих большое количество нагара и отложений.
Замена антифриза в Opel Vectra C
Процедура замены антифриза на Opel Vectra C позволяет осуществить весь процесс самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов. Для этого автовладельцу понадобятся определенные технические навыки и знания по системе охлаждения своего автомобиля, получить которые можно в его технической документации.
Течет антифриз, что делать?
Профилактический осмотр состояния антифриза позволяет своевременно обнаружить неполадки системы охлаждения и избежать серьезных поломок автомобиля. Для этого обращают внимание на два основных фактора — внешнее состояние и уровень охлаждающей жидкости.
Если существенно изменился цвет антифриза, появился рыжеватый, коричневый или черный оттенок — это говорит о низком качестве раствора. Недостаток присадок не только снижает эффективность охлаждения, но и приводит к ускоренной коррозии задействованных узлов и деталей.
Износ соединений и их коррозия также отображаются на охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Появление осадка, стружки, посторонних примесей и мусора — все это указывает на неисправности определенных деталей и требует не только тщательной диагностики и ремонта, но и замены охлаждающей жидкости.
Наиболее актуальным вопросом для автовладельцев выделяют ситуацию со снижением уровня антифриза. Обычно ее связывают с утечкой охлаждающей жидкости, для выявления таковой проводят осмотр и диагностику системы.
Утечка охлаждающей жидкости обычно связана с выходом из строя комплектующих: трещины шлангов, неплотность пробок, коррозия соединений — все это приводит к вытеканию антифриза. Для самостоятельного ремонта понадобится одновременная замена неисправных компонентов и самой охлаждающей жидкости.
Также снижение уровня антифриза может быть связано с потерей охлаждающих свойств. В этой ситуации наблюдается частый перегрев двигателя и самой жидкости, что приводит к ее постепенному выкипанию. В расширительном бачке вследствие данного процесса появляется пена.
Замена антифриза в Опеле Вектра Ц производится с одновременным устранением и ремонтом неисправностей. От автовладельца требуется лишь простое следование инструкциям и навыки работы с двигателем, при отсутствии таковых рекомендуется обратиться за помощью к специалистам.
Инструкции по замене охлаждающей жидкости
Замена антифриза в Opel Vectra C — не самая простая процедура, однако подчиняется общему порядку действий и не требует специфических навыков и знаний. Определенный опыт понадобится для устранения поломок и неисправностей системы.
Специалисты выделяют следующий ряд причин, по которым может понадобиться замена антифриза в Опеле Вектра Ц:
- истекает срок службы имеющейся охлаждающей жидкости — обычно он составляет пять лет;
- перегревается двигатель, залитый раствор не справляется с охлаждением;
- обнаружены примеси или изменения цвета антифриза;
- имеется утечка и неисправность деталей, замена которых требует слив охлаждающей жидкости;
- машина приобретена на вторичном рынке и нет сведений о залитом антифризе, замена производится в целях профилактики.
Вне зависимости от оснований для данной процедуры, антифриз в любом автомобиле меняют с учетом определенных правил техники безопасности:
- операции производятся при остывшем двигателе — это позволяет избежать ожогов от деталей и самой охлаждающей жидкости;
- всю процедуру рекомендуется проводить в резиновых перчатках;
- при открытии крышек и сливных пробок учитывают давление системы и возможные брызги;
- антифриз токсичен, не допускают его попадание в почву, а также присутствие поблизости детей и животных, способных вступить во взаимодействие с раствором.
С учетом данных факторов для замены антифриза в Опеле Вектра Ц понадобится следующее оборудование:
- набор отверток и ключей, пассатижи, плоскогубцы;
- резиновые перчатки, чистая тряпка, по возможности компрессор, а также груша или шприц для откачки;
- тара для слива отработанного антифриза и промывочных вод, часто используют широкий таз, дополнительные емкости и воронку для перелива;
- расходные материалы — новая охлаждающая жидкость, промывочное средство, дистиллированная вода для разбавления концентрата и промывки, новые комплектующие на замену изношенным деталям.
Промывочное средство не считается обязательным, используют его только один раз. После этого обязательно прочищают систему дистиллированной водой, из-за чего многие автовладельцы и специалисты сразу используют дистиллят.
Весь процесс замены антифриза в Опеле Вектра Ц подчиняется общему порядку действий и условно разделяется на три этапа: слив, промывку и заливку.
Процедура замены хладагента включает следующие шаги:
- автомобиль паркуют на ровном месте, при наличии возможности используют ремонтную яму или подъемник;
- если двигатель долго не работал, его прогревают для обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости и лучшего слива;
- в качестве дополнительной меры предосторожности с аккумуляторной батареи снимают минус, также рекомендуется накрыть генератор и защитить ремни двигателя от попадания антифриза;
- далее аккуратно, с учетом давления, откупоривают крышки расширительного бачка и радиатора;
- в нижней части радиатора имеется сливное отверстие — под него подставляют тару и откручивают пробку;
- в некоторых сборках слив имеется и на блоке цилиндров, что упрощает процедуру;
- слив антифриза с Опеля Вектра Ц обычно не требует дополнительных манипуляций, однако если охлаждающей жидкости стекает мало, допускается ненадолго прогреть двигатель;
- остатки с расширительного бачка можно откачать с помощью груши или шприца, систему также продувают компрессором, сливая из нее оставшуюся часть охлаждающей жидкости;
- все соединения возвращают в исходный вид, в систему заливают промывочное средство или дистиллированную воду, двигатель прогревают до рабочей температуры, глушат, дают остыть;
- промывку сливают по аналогии с антифризом, затем процедуру повторяют до тех пор, пока сливаемая вода на выходе не сохранит относительную чистоту;
- для заливки систему приводят в исходный вид, все соединения проверяют на плотность, изношенные детали и узлы меняют;
- если приобретался концентрат — его в отдельной таре смешивают с дистиллированной водой в соотношении 1:1;
- в некоторых сборках имеется 1-2 вентиля для удаления воздуха из системы — при наличии их откручивают;
- в радиатор тонкой струей заливают новый антифриз, периодически прожимают шланги прокачки для предотвращения образования воздушных пробок;
- затем антифриз наливают в расширительный бачок до отметки, ограничивающей верхний предел охлаждающей жидкости;
- после наполнения крышки закрывают, двигатель прогревают до рабочей температуры, следят за работой печки и вентилятора, проверяют патрубки;
- как только двигатель остынет, проверяют уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, при необходимости доливают нужное количество до максимума.
Через 100-150 км пробега уровень и состояние антифриза снова проверяют. Если объем снизился — доливают нужное количество и одновременно проверяют систему на плотность соединений и возможные протечки. Если изменился цвет или появились примеси — потребуется новая замена.
Приведенная процедура используется в большинстве автомобилей. Замена антифриза для Opel Vectra B не будет иметь существенных отличий от данной схемы. Определенные сложности могут возникнуть с расположением и наличием компонентов системы, что и требует от автовладельца технических знаний своего автомобиля.
Воздух попал в систему охлаждения
Основной проблемой после замены антифриза для Опеля Вектра, как и для любого другого автомобиля, считается образование воздушных пробок. Для предотвращения их появления предпринимают следующие меры:
- новый антифриз заливают медленно и равномерно;
- в процессе заливки прожимают шланги прокачки;
- при наличии воздушного клапана его оставляют открытым, пока заливаемый антифриз не начнет проступать.
Если воздушная пробка все же появилась, наиболее распространенный способ ее устранения — дать двигателю поработать при открытых крышках радиатора и расширительного бачка. Во время работы также прожимают шланги прокачки, помогая циркуляции охлаждающей жидкости.