Двигатель 409 производителя ЗМЗ рекомендовано использовать для силового приводя тяжелых внедорожников и грузовиков, автобусов и автомобилей с не отключаемым полным приводом. В семействе 409 разработано 5 серийных движков 409.10, 40904, 40905, 4091 и 40911, один внесерийный вариант 4092.
Из предыдущих поколений производителя ЗМЗ в двигателе семейства 409 остался исключительно блок цилиндров в качестве заготовки. Кроме того, не изменилась схема двигателя – рядная четверка с ГРМ по схеме DOCH. Перед разработчиками стояла задача добавить крутящий момент и увеличить мощность, с чем они, безусловно, справились еще в базовой версии 409.10.
В таблице приведены технические характеристики ЗМЗ 409:
Изготовитель | ЗМЗ |
Марка ДВС | 409 |
Годы производства | 2001 – … |
Объем | 2693 см3 (2,7 л) |
Мощность | 82,4 – 105,1 кВт (112 – 143 л. с.) |
Момент крутящий | 210 – 230 Нм (на 4000 об/мин) |
Вес | 190 кг |
Степень сжатия | 9 |
Питание | инжектор |
Тип мотора | рядный бензиновый |
Зажигание | электронное |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 4 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | с изменяемой геометрией |
Выпускной коллектор | литой чугунный |
Распредвал | от 4062.10 с подъемом 9 мм |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | 95,5 мм |
Поршни | оригинальные, палец смещен вверх на 4 мм |
Коленвал | высокопрочный чугун, 5 опор, 8 противовесов |
Ход поршня | 94 мм |
Горючее | АИ-92 |
Нормативы экологии | Евро-3/4 |
Расход топлива | трасса – 11,5 л/100 км смешанный цикл 11 л/100 км город – 13,5 л/100 км |
Расход масла | максимум 0,3 л/1000 км |
Какое масло лить в двигатель по вязкости | 5W30, 5W40, 0W30, 0W40 |
Какое масло лучше для двигателя по производителю | Liqui Moly, ЛукОйл, Роснефть |
Масло для ЗМЗ 409 по составу | зимой синтетика, летом полусинтетика |
Объем масла моторного | 6 л |
Температура рабочая | 90° |
Ресурс ДВС | заявленный 150000 км реальный 250000 км |
Регулировка клапанов | гидрокомпенсаторы |
Система охлаждения | принудительная, антифриз |
Объем ОЖ | 10,7 л |
Помпа | с пластиковой крыльчаткой |
Свечи на ЗМЗ 409 | BCPR6ES от NGK или АУ14ДВРМ, LR17YC от Brisk, WR8DC от Bosch |
Зазор свечи | 0,8 мм |
Цепь ГРМ | 84/108 зубчатая или 72/92 втулочная, взаимозаменяемость только комплектом со звездами, башмаками и натяжителями |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst |
Масляный фильтр | с обратным клапаном |
Маховик | от 406, внутренний диаметр 40 мм, 7 отверстий для крепления со смещением |
Болты крепления маховика | М12х1,25 мм, длина 26 мм |
Маслосъемные колпачки | производитель Goetze |
Компрессия | от 11 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар |
Обороты ХХ | 750 – 800 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 31 – 38 Нм
|
Затем были добавлены модификации с незначительными изменениями конструкции и характеристик для обеспечения разных нормативов Евро и адаптации под конкретные автомобиль ГАЗ и УАЗ. Для каждой из них имеется собственный мануал, содержащий, помимо регламента ТО, описание конструкции и параметров ДВС.
Особенности конструкции
Кроме микропроцессорного управления КМПСУД, двигатель ЗМЗ 409 имеет следующие нюансы:
- цилиндры изготовлены в чугунном блоке ;
- крышки подшипников не обладают взаимозаменяемостью, так как подогнаны по месту;
- масляный картер сделан из отдельной детали, что облегчает промывку системы смазки и замену масла;
- ГБЦ имеет оригинальные размеры, от предыдущих серий не подходит;
- распредвалы, не только обеспечивают вертикальное перемещение гидротолкателей, но и вращают их для равномерного износа;
- благодаря гидрокомпенсаторам отпадает необходимость периодической регулировки зазоров клапанов.
Блок цилиндров
ГБЦ ЗМЗ 409
Конструкция двигателя ЗМЗ 409
Производитель рекомендует тюнинг турбированием, так как прочие варианты слишком дорогие и неэффективные. Производить капитальный ремонт можно собственными силами, поскольку в конструкции нет сложных технических решений.
Перечень модификаций ДВС
С семейство движков 409 изготовителем включено шесть версий.
Базовый мотор 409.10 под стандарт Евро-2 с характеристиками 143 л. с., степень сжатия 9, крутящий момент 230 Нм. Зажигание модульное с пучком высоковольтных проводов, имеется датчик дроссельной заслонки.
Улучшенная модификация 40904.10 отличается от предыдущего варианта системой зажигания – индивидуальная катушка для каждой свечи, ДПДЗ здесь отсутствует, вместо него использован дроссельный узел для обеспечения Евро-3. Имеется автоматический натяжитель ремня генератора, который в 409.10 не предусмотрен.
Модификация 40905.10 имеет стандартные характеристики, предназначена для внедорожников Хантер, Патриот и грузовиков Карго, Пикап производителя УАЗ.
Двигатель 4091.10 считается дефорсированным с нормами безопасности Евро-3. Имеет мощность 112 л. с., устанавливается на Таблетки и Буханки УАЗ 462.
Силовой привод маркировки 40911.10 обладает моментом 219,5 Нм и мощностью 125 л. с. Соответствует регламенту Евро-4, предназначен для полноприводных грузовиков УАЗ с формулой 4х4 (не отключаемая).
Мотор 4092.10 не вошел в серию, создан специально для автомобилей ГАЗ Волга и УАЗ 3160 (вседорожник полноприводный). Крутящий момент в районе 225 – 235 Нм, мощность около 135 – 138 л. с.
С завода моторы имели лишь самое необходимое навесное, без ГУРа и прочего. Этим оборудованием их комплектовал уже автопроизводитель на конвейере. В механизме ГРМ используются не одинаковые распредвалы:
- 40904 и 4905 профиль кулачков впускного и выпускного вала одинаковый, приподнимает клапаны на 9 мм;
- 40911 профиль кулачков разный, подъем 8 мм на впуске и 9 мм на выпуске.
Клапанные пружины можно использовать от ВАЗ-2108, так как они взаимозаменяемые на всех моделях ЗМЗ 409.
Плюсы и минусы
Практически все конструктивные решения, использованные в моторах серии ЗМЗ 409, обладают и плюсами, и минусами. Например, головка блока цилиндров разработана индивидуально:
- обеспечивается высокий ресурс, использована удобная схема с двумя распредвалами для управления 16 клапанами;
Плюсами конструкции 409 являются:
- модернизация впускного тракта и системы газораспределения;
- автоматический натяжитель, который получило навесное оборудование для увеличения ресурса ремня;
- доработанная система охлаждения и смазки;
- наличие вариантов моторов в линейке под Евро-2 – Евро-4.
Выпускной тракт
При необходимости возможна форсировка своими силами и капремонт в гараже, даже без тельфера. Новая металлизированная прокладка с подпружиненными элементами служит дольше асбеста. При необходимости ее можно установить своими руками, соблюдая рекомендованные моменты затяжки.
Список моделей авто, в которых устанавливался
До 2005 года мотор ЗМЗ 409 устанавливался на ГАЗ Газель следующих модификаций:
- бортовой 5 т грузовик 3302;
- Фермер 33023 грузопассажирский;
- фургон с рамным шасси и цельнометаллическим кузовом 2705;
- микроавтобус 13 местный 3221;
- микроавтобус повышенной комфортности 32213;
- такси маршрутное 322132;
- «Скорая помощь» 32214;
- Соболь 221717, 22171, 22177 (Баргузин) и 2217.
ГАЗ Соболь
Затем договор с автозаводом ГАЗ закончился и не был заключен вновь. Зато ЗМЗ вошел в один холдинг Соллерс вместе с другим автопроизводителем УАЗ. Изначально характеристики двигателя серии 409 полностью удовлетворяли требованиям отечественных внедорожников, ими стали комплектовать автомобили УАЗ:
- до 2005 года вездеходы 31512, 31514, 31519;
- 3159 Барс (удлиненная версия);
- 3162 Симбир (удлиненная модификация);
- с 2005 года внедорожник Патриот;
- с 2008 года грузопассажирская версия Pickup;
- 452 фургон «Буханка», скорая помощь «Таблетка», 10 местный автобус, двухместный грузовик, трехосный автобус и седельный тягач;
- 3741 фургон цельнометаллический;
- 2206 микроавтобус полноприводный;
- 3909 Фермер.
УАЗ Хантер
Сразу после вхождения ЗМЗ в холдинг руководство стало наращивать объемы производства.
Регламент обслуживания ЗМЗ 409 2,7 л/112 – 143 л. с
В связи с особенностью конструкции двигатель ЗМЗ 409 необходимо обслуживать в следующие временные интервалы или после пробега:
- 6 месяцев/10000 км – замена моторного масла и масляного фильтра;
- 1 год/20000 пробега – ревизия вентиляции картера, аккумулятора и свечей, ремней навесного оборудования и цепей ГРМ;
- 1,5 года/30000 км – осмотр выпускного коллектора на прогар, замена топливного и воздушного фильтра;
- 2 года/40000 пробега – замена антифриза и осмотр шлангов, приборов системы охлаждения.
Вентиляция картера в режиме ХХ
Конструкторами разработано устройство ДВС для обеспечения ресурса цепного ГРМ привода 100000 км пробега. Однако рекомендуется менять цепи в комплекте с роликами и натяжителями раньше – на рубеже 90 тысяч км.
Обзор неисправностей и способы их ремонта
За счет выемки в верхней плоскости поршня мотор ЗМЗ 409 не гнет клапана, даже при перескоке и порыве цепи ГРМ. Кроме присущих всем рядным двигателям с верхним расположением распредвалов поломок, имеет несколько незначительных «болезней»:
Стук в подшипниках коленвала | заменить вкладыши невозможно, необходима капиталка | замена всего комплекта ШПГ |
Снижение мощности | нагар в каналах, седлах и на клапанах | прочистка либо замена клапанов, шлифовка каналов |
Перегрев мотора | низкое качество помпы и термостата | замена расходников |
Все остальные неисправности описаны в руководстве вместе с пошаговыми фото для самостоятельного ремонта. Двигатель имеет оценку пользователей +3, то есть не доставляет особых проблем между капремонтами.
Ремонт ЗМЗ 409
Варианты тюнинга мотора
- Создан двигатель ЗМЗ 409 преимущественно для внедорожников с характерными эксплуатационными режимами – тяговитость необходима на малых оборотах для повышения проходимости транспортного средства, поэтому тюнинг путем установки широкофазных распредвалов здесь абсолютно бесполезен.
- Следует использовать следующую схему:
- доработка ГБЦ – шлифовка каналов, форсунки 440СС;
- улучшение впускного тракта – турбина Garret 17, соответствующий ей впускной коллектор и охладитель воздуха – интеркуллер;
- модернизация выпускного тракта – прямоточный 63 мм выхлоп с обязательной настройкой.
Тюнинг ЗМЗ 409
Подобный тюнинг способен повысить крутящий момент в нижнем диапазоне оборотов и мощность силового привода.
Таким образом, в 2001 году производитель ЗМЗ выпустил очередное семейство моторов 409 для грузовиков и внедорожников. В него вошли модификации 409.10, 40904.10, 40905.10, 4091.10 и 40911.10. Исключительно для ГАЗ Волга вне серии разработан ДВС 4092.10 мощностью 160 л. с.
Это интересно: Почему поднимается уровень ОЖ
Двигатель ЗМЗ 409 конструкционные особенности и характеристики
Главная › Автомобили
До недавнего времени на автомобиль ставили как бензиновый двигатель ЗМЗ-40906, так и дизель ЗМЗ-51432. В октябре 2016 года производитель объявил, что, ввиду низкого спроса на дизельную версию, в заводской линейке останется только бензиновый двигатель ЗМЗ-40906 (Евро-4, 2.7 л, 128 л.с.).
Особенности газораспределительного механизма УАЗ Патриот
Подготовка к замене ГРМ
Наличие в газораспределительном механизме двух цепей, верхней и нижней, делает процесс ремонта газораспределительного механизма достаточно трудоемким. Замену ГРМ УАЗ Патриот можно провести своими руками только при наличии оборудованного помещения для ремонта и навыков механика.
Для работы потребуются:
- Ремонтный комплект ГРМ: рычаги, звездочки, цепи, успокоители, прокладки.
- Фиксатор резьбы и герметик для прокладок
- Немного свежего моторного масла
Необходимые инструменты:
- Ключ-шестигранник 6 мм
- Набор гаечных ключей (с 10 по 17)
- Вороток и головки на 12, 13, 14
- Молоток, отвертка, зубило
- Приспособление для установки фаз газораспределения
- Дополнительные принадлежности (емкость для слива антифриза из системы охлаждения, домкрат, съемник для шестерен и т.п.)
Перед самой заменой установите автомобиль так, чтобы иметь доступ к моторному отсеку со всех сторон, в том числе и снизу. Выключите зажигание и снимите «минусовой» провод с клеммы АКБ.
Для того, чтобы получить доступ непосредственно к газораспределительному механизму двигателя ЗМЗ-409, придется сначала демонтировать несколько узлов, расположенных на двигателе или около него.
В первую очередь, нужно слить моторное масло и антифриз в подходящие емкости, после чего можно снять радиатор. Частично выкрутите болты масляного картера или полностью демонтируйте картер – это в дальнейшем облегчит установку газораспределительного механизма.
Далее следует снять ремень привода насоса ГУР, а также демонтировать шкив вентилятора. Далее снимите ремень привода генератора и водяного насоса (помпы). После отсоединения подводящего шланга от помпы необходимо демонтировать крышку ГБЦ.
Отсоедините высоковольтные провода, выверните четыре болта и снимите переднюю крышку ГБЦ вместе с вентилятором. Затем, отвернув три болта, отсоедините помпу. Выньте датчик положения коленвала из гнезда в блоке цилиндров, отвернув крепящий его болт. Демонтируйте шкив коленчатого вала.
Опытные механики рекомендуют поднять мотор домкратом, чтобы облегчить снятие этой детали.
Порядок разборки ГРМ
Сборка ГРМ
Завершив разборку ГРМ, следует заменить все изношенные детали ГРМ новыми. Цепи и шестерни перед установкой нужно обработать моторным маслом. При сборке большое внимание следует уделить верной установке шестерен ГРМ, так как от этого зависит правильная работа двигателя.
Если шестерня 1 снималась с коленвала, то ее нужно запрессовать обратно, после чего надеть уплотнительное кольцо и вставить втулку. Сориентируйте коленвал таким образом, чтобы совпали метки на шестерне и М2 на блоке цилиндров. При верном положении коленвала поршень первого цилиндра займет положение верхней мертвой точки (ВМТ).
Закрепите нижний успокоитель 17, не затягивая пока болты. Зацепите цепь 4 за шестерню 1, затем вставьте в цепь шестерню 5. Шестерню 5 надо надеть на промежуточный вал так, чтобы штифт шестерни совпал с отверстием вала. Метка М1 должна оказаться напротив соответствующей метки, нанесенной на блок цилиндров.
Шестерню 6 вставьте штифтом в отверстие на шестерне 5. При помощи двух болтов закрепите шестерни и стопорную пластину. Пластину загните по краям, надежно зафиксировав болты. Нажмите на рычаг нижнего гидронатяжителя. Метки на блоке цилиндров и шестернях при натяжении цепи должны четко совпадать.
Теперь можно окончательно закрепитьуспокоитель цепи 17. Верхнюю цепь проденьте в отверстие в ГБЦ и зацепите за шестерню 6. Затем вставьте шестерню 14 в цепь. Наденьте шестерню 14 на выпускной распредвал. Чтобы это удалось, вал следует сперва немного повернуть по часовой стрелке.
Убедившись, что штифт 11 вошел в отверстие шестерни, закрепите ее болтом. Теперь поверните распредвал в обратную сторону, пока метка шестерни не совпадет с верхней поверхностью ГБЦ 15. Прочие шестерни должны быть неподвижны. Надев цепь на шестерню 10, закрепите ее аналогичным образом. Зафиксируйте натяжение цепи, установив успокоители 15 и 16.
Поставьте и закрепите крышку цепи. Перед установкой тонким слоем нанесите герметик на края крышки цепи, крышки блока цилиндров и ГБЦ. Крышку цепи ставьте на место, стараясь не повредить сальник коленвала. Поставьте на место оба гидронатяжителя. Затем присоедините шкив к коленвалу.
Затягивать болт крепления шкива следует, переключив КПП на пятую передачу и подняв ручник. После, проверните коленвал вручную, пока поршень первого цилиндра не придет в положение ВМТ. Еще раз убедитесь, что совпадают метки на шестернях (1, 5, 12 и 14) и на блоке цилиндров. Поставьте на место переднюю крышку ГБЦ.
Окончание сборки
После установки всех деталей ГРМ и крышки ГБЦ, остается смонтировать снятые ранее узлы: датчик коленвала, помпу, ремень генератора, ремень ГУР, шкив вентилятора, масляный картер и радиатор. После завершения сборки залейте масло и антифриз. Подсоедините высоковольтные провода и подключите «минусовой» провод к клемме аккумуляторной батареи.
Двигатели на внедорожнике УАЗ Патриот
- 1 Замена двигателя на УАЗ Патриот
- 2 УАЗ Патриот с дизельным двигателем
- 3 Новый двигатель УАЗ Патриот 2016
- 4 ЗМЗ-409
- 5 УАЗ Патриот 409 двигатель Евро-4
- 6 Технические характеристики ЗМЗ-409
- 7 Характерные неисправности двигателя 409
- 8 Замена масла на «Патриоте»
- 9 Технические характеристики ЗМЗ-51432
О том, какие особенности есть в ремонте того или иного ДВС, на что следует обратить особое внимание, мы рассмотрим в этой статье, заодно «пробежимся» по всем техническим характеристикам движков УАЗ.
- Замена двигателя на УАЗ Патриот
- УАЗ Патриот с дизельным двигателем
- Новый двигатель УАЗ Патриот 2016
- ЗМЗ-409
- УАЗ Патриот 409 двигатель Евро-4
- Технические характеристики ЗМЗ-409
- Характерные неисправности двигателя 409
- Замена масла на «Патриоте»
- Технические характеристики ЗМЗ-51432
Змз 409 двигатель — технические характеристики, проблемы и неисправности
Среди образцов отечественного моторостроения имеются действительно удачные образцы двигателей. Один из них – двигатель ЗМЗ 409, получивший распространение на машинах УАЗ, и некоторых других.
Технические характеристики двигателя ЗМЗ 409
Рассматриваемый двигатель начал сходить с конвейеров Заволжского моторного завода в 1996. Он явился логическим развитием 406 линейки двигательных агрегатов ЗМЗ, предшественником которой, в свою очередь, был двигатель 405.
Блок цилиндров от 405 двигателя остался без изменений, модификации подвергся коленвал (установлена модель с увеличенным до 94 мм. ходом), и поршни с 4-миллиметровым смещением.
Путем этих манипуляций была получена новая модель двигателя — 409.
- В 2003 внедрили новые распредвалы в конструкцию.
- Двигатель 409 в снятом виде:
ЗМЗ 409 – инжекторный двигатель на бензине, имеющий 4 цилиндра в рядной компоновке и 16 клапанов. В 409 двигателе система инжектора управляется микропроцессорными электронным блоком.
Система охлаждения этого двигателя – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Смазка двигателя осуществляется по комбинированной схеме, с принудительным распрыскиванием моторного масла.
Основные технические характеристики инжекторного двигателя 409 серии:
Объем мотора | 2.3-2.7 л. в зависимости от модификации |
Развиваемая мощность | До 143 сил |
Номинальный крутящий момент | До 230 Нм на 3900 оборотах |
Компрессия | 9 |
Топливо | Бензин не менее АИ 92 |
Расход в городском режиме | Около 12 литров |
Расход масла | 100 грамм на 1000 км. |
Тип масла | В зависимости от сезона и модификации, от 5W-30 до 20W-40 |
Объем масла в двигателе | 7 литров, для замены нужно заливать около 6 |
Вес двигателя | 190 кг. |
Ресурс двигателя производителем заявлен относительно небольшой, всего 150 тыс. километров пробега. Фактически владельцы машин с этими моторами сообщают о нормальной работе двигателей, при своевременном и правильном обслуживании, до 250 тысяч и более.
Обладатели автомобилей с этим двигателем отмечают его несомненные преимущества при езде по бездорожью, а также дешевизну и ремонтопригодность. Но вместе с этим автолюбители жалуются на высокий расход топлива (12 литров – много, по современным меркам) и плохую динамику при езде «на асфальте».
Конструктивные особенности
Устройство рассматриваемого двигателя просто и достаточно надежно. 409-й обладает прочным чугунным блоком цилиндров (которые расточены прямо в нем), между цилиндрами предусмотрены каналы для хладагента.
Интересно: подразумевалось изначально, что двигатель будет оснащаться разнообразным навесным оборудованием, поэтому в моноблочной конструкции предусмотрели соответствующие каналы для смазки, технологические отверстия, разные в определенных моделях двигателя 409.
Головка блока цилиндров отлита из алюминия, на ней расположены клапаны выпуска и впуска – по 4 на цилиндр. Величина зазора цилиндров регулируется гидротолкателями.
В ранних моделях гидротолкатели имели тенденцию к поломке, поскольку башмаки натяжителей изготавливались из пластика, отходы износа которого загрязняли масло.
В дальнейшем от этой практики было решено отказаться, и башмаки заменили металлическими «звездочками».
Поршни мотора также алюминиевые и снабжены вставками для терморегуляции. Дно поршней снабжено четырьмя специальными канавками, которые помогают избежать тяжелых поломок от удара поршней о клапаны при неисправностях двигателя.
Важно: поршни от 405 и 409 двигателя – не взаимозаменяемы, поскольку в последнем ось пальца имеет смещение на 4 мм. к днищу.
Поршневых колец – 3 на каждом из поршней: одно маслосъемное, два компрессионных. Последние покрываются напылением из пористого хрома, на нижнее наносится оловянный слой защиты.
Коленвал двигателя – чугунный, для повышения прочности. Коленвал, в сравнении с таковым в 406 модификации, отличается большим радиусом кривошипа и соответственно увеличившимся до 94 мм ходом поршня.
Клапаны – стальные, выполнены из жаропрочного сорта металла, и могут проворачиваться в процессе работы, чем достигается более равномерный их износ.
Интересно: клапаны полностью взаимозаменяемы с таковыми от двигательной установки ВАЗ-2108.
Питание бензином ЗМЗ 409, как упоминалось ранее, инжекторное, смесь впрыскивается в цилиндры двигателя инжектором. Контролируется впрыск электронным микроконтроллером, так реализована, к примеру, топливная система УАЗ «Буханка» с инжекторным 409 двигателем, и прочих образцов от этого концерна.
Газораспределительный механизм
Распредвалы двигателя чугунные. Их конструкция незначительно отличается в зависимости от модификации двигателя ЗМЗ 409. Механизм приводится в действие цепью, уровень натяга которой обеспечивается и регулируется двумя гидронатяжителями – на передней крышке БЦ и на головке.
Внешний вид цепи ГРМ:
Куда ставится
ЗМЗ-409 ставится на машины производителя УАЗ:
- Патриот;
- Барс;
- УАЗ Хантер;
- Пикап;
- Симбир
- Карго;
- «Буханка» (в частности, 3909 и др.).
УАЗ Буханка инжектор, 409 двигатель, система охлаждения закрыто-жидкостная – часто встречается на дорогах РФ и СНГ, поскольку это дешевый и неприхотливый авто. Получила «УАЗ Буханка инжектор» 409 двигатель более полутора десятков лет назад, и за годы эксплуатации модель доказала свою жизнеспособность.
- Легендарная «Буханка»:
- До 2005 ЗМЗ 409 ставился также на ГАЗовские автомобили Газель в модификациях:
- 5-тонный бортовой грузовой автомобиль 3302;
- грузопассажирский 33023;
- рамный фургон 2705;
- 13-местный микроавтобус ГАЗ 3221 и его вариант с повышенной комфортностью 32213;
- маршрутное такси модели 322132;
- карета «Скорой помощи», индекс 32214;
- ГАЗ «Соболь» моделей 22171, 221717 и 22177 (известен также как Баргузин), 2217.
В 2005 договор Заволжского моторного завода и концерна ГАЗ истек и заново не заключался, но завод вступил в холдинг Соллерс.
Модификации
За годы существования двигателей серии 409 было произведено несколько модификаций. Распространенные разновидности:
409.10
Мощность двигателя 0 142 силы, соответствие экологическим стандартам – на уровне Евро 2.
4091
Двигатель соответствует нормам Евро 3, начал выпускаться заводом в 2007. Этот двигатель создан специально под классическую «Буханку», штатная мощность мотора – 125 сил.
4911
Впервые сошел с конвейера в 2012. Основное предназначение – комплектация двигателем машин УАЗ 3303, бортовых грузовиков, называемых среди автолюбителей «Головастик», и различных модификаций Буханок. В двигатель включен датчик абсолютного давления, а также зубчатые цепи ГРМ. Паспортная мощность двигателя – 125 сил.
40904
Этим двигателем комплектуются «Хантеры», «Карго», «Патриоты» и «Пикапы» от УАЗ. В двигателе применен датчик абсолютного давления, впрыск топлива осуществляется посредством производительных двухпоточных форсунок. ГРМ на цепном приводе. В двигателе переработана крышка ГБЦ. Обновленный агрегат смог выдавать до 142.8 сил.
40905
Современная вариация двигателя серии 409, получившая соответствие требованиям экобезопасности Евро-4. Прочими характеристиками полностью аналогична 40904.
… Двигатель Д 260- Устройство и технические характеристики
Помимо указанных базовых модификаций, существует множество подмоделей 409 ЗМЗ двигателя, и некоторые несерийные образцы. Например, дополнительно форсированный двигатель 4092.10, на 160 сил, используется для оснащения автомобилей Волга.
Обслуживание
Как и любая силовая установка, двигатель ЗМЗ серии 409 нуждается в регулярном и качественном техобслуживании.
Базовое требование для поддержания полностью рабочего состояния двигателя – использование качественного топлива и технических жидкостей. От чистоты бензина, качества смазки и охлаждающей жидкости зависит срок «жизни» двигателя и период до капремонта или замены агрегата.
Следует регулярно проверять:
- уровень моторного масла;
- количество охлаждающей жидкости;
- состояние натяжения ремней и цепей двигателя;
- состояние форсунок. Периодически, при необходимости («троение» мотора и другие проблемы) следует производить их прочистку.
Критичной слабой точкой ЗМЗ 409 принято считать помпу, за состоянием которой следует внимательно следить и менять при появлении признаков неисправности. Важно контролировать и состояние свечей зажигания.
Период проведения некоторых операций по регламенту:
- 10 тыс. пробега или 6 месяцев эксплуатации: замена масла в двигателе и масляного фильтра;
- 20 тыс. или год использования агрегата – проверка состояния системы вентиляции картера, свечей, аккумуляторной батареи, цепей ГРМ и ременных приводов навесного оборудования;
- 30 тыс. или полтора года – контроль отсутствия прогара выпускного коллектора, замена воздушного и топливного фильтров;
- 40 тыс. или 2 года: осмотр шлангов и узлов системы охлаждения, замена жидкости в системе.
Важно: ресурс цепи механизма газораспределения заявлен в 100 тыс. километров. Но и саму цепь, и ролики ГРМ с натяжителями желательно полностью менять уже на 90 тысячах.
Проблемы и распространенные неисправности
Обычно ЗМЗ-409 начинает требовать серьезного внимания на рубеже 300 тысяч км. Но доставлять проблемы он способен начать и раньше, если эксплуатировался в неблагоприятных условиях, без должного обслуживания.
Основные неисправности на УАЗ «Буханка» с инжекторным 409 двигателем, массово распространенном примере авто с этим мотором:
- рост потребления бензина;
- снижение мощности двигателя;
- падение давления в масляной системе;
- дым из моторного отсека;
- троение и нестабильная работа двигателя.
К счастью, рассматриваемый двигатель имеет высокую ремонтопригодность, запасные части для него распространены и доступны по цене. Кроме того, иногда практикуется и замена двигателя на контрактный.
Проблемы двигателя возникают по разным причинам.
Мотор не заводится
Причинами этого могут быть:
- отсутствие давления бензина в топливной рампе;
- поломка в системе зажигания.
Следует проверить топливопроводы и бак, промыть и продуть их при необходимости. Если неисправен топливный насос двигателя, его меняют. Часто падение давления связано с забитым топливным фильтром, нуждающимся в замене. Еще одна возможная причина – поломка регулятора давления топлива, исправляющаяся заменой такового.
Если есть подозрения на проблемы зажигания, следует проверить свечи, катушки, бронепровода и другие компоненты. Важно убедиться, что выставлен правильный уровень опережения зажигания.
Падение мощности мотора
Возможные причины:
- дроссельная заслонка двигателя открывается не полностью. Привод заслонки нуждается в регулировке.
- сломался ДПДЗ (датчик положения заслонки), его следует заменить;
- низкое давление в топливной рампе – см. выше;
- воздушный фильтр загрязнен и нуждается в замене;
- проблемы с зажиганием;
- нарушены зазоры клапанов, следует произвести их регулировку;
- низкая компрессия из-за пробоя прокладки ГБЦ, прогорания поршней двигателя или неисправности поршневых колец, нарушения прилегания клапанов, износа цилиндров/колец.
Двигатель внезапно глохнет или работает нестабильно
Причины:
- падение давления бензина;
- поломка регулятора холостого хода;
- потеря герметичности во впускной системе, подсос воздуха.
Низкое давление в масляной магистрали
Возможные неполадки и проблемы двигателя, ведущие к этому:
- неправильный сорт залитого в двигатель масла;
- попадание в картер бензина или охладителя с последующим вспениванием (опасное явление, необходимо как можно скорее устранить причину протечки и заменить масло);
- износ и загрязнение масляного насоса (его следует промыть и, если необходимо, поменять);
- загрязнение масляного фильтра (решение – замена такового);
- слишком малый зазор между дном картера и маслоприемником, повреждение последнего. Картер нужно привести к изначальной геометрии или заменить;
- слишком большой зазор между шейками коленвала и вкладышами. Решается заменой вкладышей двигателя и шлифованием шеек;
- засорения маслопроводов БЦ, трещины в полостях масляной магистрали. «Лечение» — ремонт БЦ или его замена.
Стук коленвальных подшипников
Металлический стук слышится при резком выжимании педали газа в холостом режиме, стук становится чаще с увеличением оборотов двигателя. Возможные причины:
- упало давление масла, детали двигателя испытывают масляное голодание. Следует найти и устранить причину;
- увеличение зазора между вкладышами коленвала двигателя и шейками. Нужна шлифовка шеек и замена вкладышей.
Стук из блока поршней
Вызывается биением поршней о стенки цилиндра, хорошо определяется под нагрузкой на малых оборотах, носит приглушенный характер. Причины:
- большой зазор между цилиндром и поршнем. Проблема решается заменой поршней с одновременной расточкой цилиндров двигателя (и хонингованием таковых);
- если к стуку привел большой зазор между канавками поршня и кольцами, следует заменить последние, или поршни в комплекте с кольцами.
Высокий расход масла
Вызывается:
- утечками через уплотнения двигателя;
- засоренным картером;
- проблемами поршня, колец, маслосъемных колпачков.
Вибрация мотора
Причины:
- дисбаланс коленвала двигателя (требуется балансировка)
- нуждающиеся в регулировке зазора клапаны;
- износ опор двигателя;
- ослабло крепление шкива коленвала.
Перегрев двигателя
Вызывается неисправностями в системе охлаждения: следует проверить уровень охлаждающей жидкости и общее состояние системы.
Тюнинг двигателя ЗМЗ 409
Владельцы машин с этим двигателем в погоне за большими мощностями довольно часто идут на радикальный шаг – замену двигателя на подходящие дизельные агрегаты от мощных импортных внедорожников. Этот шаг позволяет сделать автомобиль гораздо «сильнее» и динамичнее, но стоимость решения может оказаться для рядового УАЗовладельца неприемлемо высока.
Но есть и менее затратные варианты тюнинга:
- Чипование двигателя. ЗМЗ 409 оснащен блоком управления МИКАС 7.2 или 11, который поддается перепрошивке. С помощью специального оборудования и ПО можно переназначить некоторые параметры логики блока, сделав двигатель «резвее» и приемистее.
- Установка турбины или компрессора. Это достаточно популярный шаг, форсировать двигатель компрессором или газовой турбиной стоит несравнимо дешевле покупки нового двигателя, и дает ощутимый прирост мощности. В среднем, турбина позволяет увеличить «силы» двигателя примерно на 30%.
Двигатель змз-409 | LifeGaz
Посетите нашу страницу Клубные магазины Автозапчастей, а так же Скачайте приложение на свой телефон Клуб Волга и ГАЗель
20.09.2015 | By neexforg | Filed in: О ГАЗ.
В 2001 году Заволжским моторным заводом начат выпуск ЗМЗ 409. Это двигатель для практически всей современной линейки автомобилей Ульяновского автомобильного завода. Мотор является последователем двигателя ЗМЗ 406, хотя его нельзя рассматривать как эволюционный шаг. Скорее, правильно отнести его к параллельной ветке развития этой линейки двигателей ЗМЗ. В то же время, ряд решений, которые на впрысковом первенце проявили себя не с лучшей стороны, были доработаны. Двигатель имеет множество модификаций и постоянно модернизируется.
Конструкция и особенности
Уже на начальных этапах проектных работ над новым для тогда еще советской школы двигателестроения мотором ЗМЗ 406 было понятно, что получить мотор, который будет одинаково хорош для всех машин, не получится. Но это была цель, к которой стоило стремиться.
Именно поэтому в новинку сразу закладывался очень серьезный потенциал не только для его совершенствования, но и для создания на его базе моторов для более тяжелых машин, требующих большого момента уже с самых низких оборотов, чего базовый четыреста шестой, будучи достаточно быстроходным, обеспечить уже не мог.
Эта особенность дала возможность разработки двигателей ЗМЗ 405 и ЗМЗ 409 с увеличенными рабочими объемами.
Как и его предшественник, ЗМЗ 409 имеет шатровую камеру сгорания со свечами в центральной части, четыре клапана на цилиндр и микропроцессорное управление зажиганием и впрыском топлива. Бензин А92, степень сжатия — 9.
Головка блока из алюминиевого сплава, литая с запрессованными направляющими клапанов и чугунными жаропрочными седлами. Изначально головка всего семейства 406, 405, 409 была единой. Однако при модернизации двигателя до норм ЕВРО 3 она претерпела ряд изменений, и от унификации пришлось отказаться.
Обновленная головка блока ЗМЗ 409 стала легче на 1,3 кг, в ней отсутствуют каналы холостого хода. В свою очередь, дроссель стал электронноуправляемым. Ушли в прошлое: регулятор холостого хода со своим каналом, дроссельный патрубок и датчик положения дроссельной заслонки.
Отпала необходимость в подогреве корпуса дросселя, соответственно, убрали и патрубки, подводившие к дросселю охлаждающую жидкость. У переднего края головки появились дополнительные крепежные отверстия для передней крышки мотора.
Клапанный механизм имеет гидравлические компенсаторы тепловых зазоров, именуемые гидротолкателями. Соответственно, в регулировке клапана не нуждаются.
ГРМ двухвальный, за впуск и выпуск отвечают отдельные валы, отлитые из чугуна. Продольное перемещение распределительных валов ограничено упорными полукольцами из пластика установленными в передней опоре, выполненной общей для обоих валов. Крышки опор валов не взаимозаменяемы.
Привод распределительных валов осуществляется посредством двухступенчатой цепной передачи с промежуточным валом, как и на ЗМЗ 406, а вот гидронатяжители теперь выполнены звездочками. Решение долгожданное. Теперь у автовладельцев отпала нужда в поисках качественного набора для самостоятельного апгрейда этого узла.
Впрочем, справедливости ради, стоит сказать о том, что и у башмачного натяжения достаточно много поклонников, так как такой вариант дешевле в ремонте и проще конструктивно.
Блок литой из серого чугуна с рядным расположением четырех цилиндров, проточенных непосредственно в теле. Диаметр цилиндра вырос с 92 мм у 406 до 95,5 у ЗМЗ 409.
Рабочий объем увеличился до 2,693 литра при сохранении внешних размеров блока. Кстати, идентичный блок используется и для двигателя ЗМЗ 405 имеющего рабочий объем 2,46 литра. Увеличение рабочего объема достигнуто за счет изменения хода шатуна (в поршнях смещены пальцы, а шейки коленчатого вала разнесены сильнее).
Так как ЗМЗ 405 появился раньше, на нем были обкатаны многие новые решения, и четыреста девятый имеет уже сравнительно мало детских болезней. Так, горизонтальные проточки между цилиндрами на верхней привалочной поверхности блока были убраны в пользу новых каналов в теле блока, что повысило геометрическую жесткость блока и избавило цилиндры от деформации при протяжке головки.
Дополнительно этому способствовала замена мягкой безастбестовой прокладки головки на более тонкую (0,5 мм против 1,5), металлическую, двухслойную, которую уже не нужно протягивать с таким диким моментом. Болты крепления головки и их резьбовая часть стали более длинными.
При переходе к ЕВРО 3 в начале 2008 года, изменена хонинговка поверхности цилиндров, что позволило снизить угар масла.
Коленчатый вал из высокопрочного чугуна марки ВЧ60, смонтирован на пяти опорах. Уплотнение обоих концов выполнено самоподжимающимися сальниками.
К опорам крепятся крышки, обработанные заодно с опорами, потому они не взаимозаменяемы (при ремонте помечать и ставить строго на свои места). Подшипники скольжения сталеалюминиевые, существуют трех ремонтных размеров. Радиус кривошипов увеличен до 47 мм. В остальном вал идентичен применяемому на ЗМЗ 406.
Для уменьшения воздействия на вал изгибающей и центробежной сил, напротив каждого кривошипа расположено по два противовеса. Коренные шейки номинального размера, имеют диаметр — 62 мм, шатунные — 56 мм.
Шатуны стальные кованые, двутаврового сечения, аналогичные для всех моторов линейки.
Поршни алюминиевые с двумя компрессионными и одним составным маслосъемным кольцом.
В днищах выполнены выборки, исключающие встречу клапанов с поршнями в случае сбивания фаз ГРМ. Поршни не взаимозаменяемы с поршнями ЗМЗ 406 и ЗМЗ 405, так как у ЗМЗ 409 ось пальца смещена на 4 мм в сторону дна поршня, а само днище имеет выборку глубиной 4,1 мм.
Поршневой палец плавающего типа (без фиксации), от продольных перемещений ограничен стопорными кольцами из пружинной стали, установленными в кольцевых канавках бобышек поршней.
Система смазки полнопоточная, комбинированная. Подшипники и втулки смазываются под давлением, а стенки цилиндров — разбрызгиванием. Масляный насос односекционный, шестереночный, аналогичен насосу ЗМЗ 406. Не претерпел изменений и его привод, реализованный от промежуточного вала ГРМ.
Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с расширительным бачком. Циркуляция жидкости принудительная. Конструктивно, повторяет систему ЗМЗ 406, но каналы в блоке выполнены иначе. Изменено их расположение и форма, окна в верхней привалочной плоскости стали треугольными (у 406 они круглые).
Вентиляция картера принудительная, закрытая, осуществляется за счет разрежения во впуске. На последних версиях мотора, газы втягиваются в ресивер.
Зажигание с микропроцессорным управлением. Порядок работы цилиндров — не привычный для волговодов 1-2-4-3, а 1-3-4-2.
Заявленный ресурс мотора составляет 200 — 250 тысяч километров пробега, но так как основным его носителем является внедорожник, режимы эксплуатации сложно назвать щадящими или хотя бы близкими к рекомендуемым, а значит, и ресурс вырабатывается несколько быстрее. Как и ЗМЗ 406, мотор допускает три капитальных ремонта.
Модификации и применяемость
К настоящему моменту ЗМЗ 409 — очень распространенный силовой агрегат. Основным его потребителем является ОАО УАЗ, наряду с другими двигателями устанавливающее его на всю линейку своих автомобилей:
УАЗ Барс;
УАЗ с вагонной компоновкой «Буханка»;
УАЗ 3163 «Патриот»;
УАЗ 3164 «Патриот» Спорт»;
УАЗ Хантер;
УАЗ 31632 «Пикап»;
УАЗ «Карго»;
УАЗ 3162 «Симбир»;
Кроме того, умельцами мотор успешно монтируется на автомобили ГАЗель.
За свою не такую уж и долгую, по меркам ЗМЗ, конвейерную жизнь, двигатель пережил достаточно много мелких и несколько серьезных модернизаций, в основном, направленных на устранение детских болезней и улучшение потребительских качеств. В результате последней доработки ЗМЗ 409 стал укладываться в экологические нормы ЕВРО 4. И, судя по тенденциям на рынке, вполне вероятна очередная доводка — теперь к нормам ЕВРО 5.
Выпускается в следующих модификациях:
ЗМЗ 409.10 — соответствует требованиям для экологического класса ЕВРО 2. Мощность 142,8 л.с.
ЗМЗ 4091.10 — выпускается с 2007 года. Соответствует требованиям для экологического класса ЕВРО 3. Предназначен для установки на автомобили УАЗ с вагонной компоновкой (в просторечии «Буханка»). Мощность 125 л.с.
ЗМЗ 4911.10 — выпускается с 2012 года. Разработан для тех же «Буханок» и «Головастиков». В конструкцию введен датчик абсолютного давления и зубчатые цепи привода ГРМ. Мощность 125 л.с.
ЗМЗ 40904.10 — устанавливается на Patriot, Hunter, Pickup и Cargo. Отличается применением датчика абсолютного давления.
Форсунки двухпоточного распыления смонтированы на рампе. ГРМ приводится зубчатыми цепями. Картерные газы отсасываются в полость ресивера. Изменена крышка головки блока, на этом двигателе она из пластика. Мощность 142,8 л.с.
ЗМЗ 40905.10 — соответствует требованиям для экологического класса ЕВРО 4.
В остальном аналогичен ЗМЗ 40904.10
Обобщение
Нового мотора с большим крутящим моментом поклонники марки УАЗ ждали очень давно, и отчасти ЗМЗ 409 эти ожидания оправдал. Конечно, он не оказался именно тем двигателем, которого хотелось, но со своими обязанностями он справляется очень недурно.
Хороший крутящий момент, потрясающая ремонтопригодность, надежность, доступность запасных частей — это, безусловно, плюсы двигателя.
Ругают же его за недостаточную эластичность при езде по бездорожью, требовательность к качественным ГСМ (УАЗ теперь хочет 92 бензина и хорошего масла… мыслимое ли дело), обслуживание стало более сложным и более дорогим.
Теперь ремонт в поле уже нельзя назвать плевым делом, хотя и невыполнимым не назовешь тоже. Чинятся же.
ЗМЗ 409 более экономичен, более предсказуем и, будучи своевременно обслуживаемым, не требует промежуточных регулировок и подстроек. У него очень хороший потенциал для модернизации (чаще всего, ее первой жертвой становится вся «мишура», связанная с повышением экологичности), широкая унификация с другими моторами линейки.
Безусловно это не идеальный мотор для тяжелого рамного внедорожника, он не совершенно избавлен от детских болезней, однако является достаточно удачным двигателем с хорошим соотношением большинства характеристик и приемлемой ценой. И, несмотря на значительную унификацию с предшественниками, он получился совершенно новым — как по паспортным показателям, так и по характеру.
Яндекс Дзен